Каналы вертикальной мобильности. Механизмы и каналы социальной мобильности

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Совокупность соц перемещений людей в О, т.е. изменений своего статуса, называется соц мобил-тью.

Движение вверх и вниз наз-ся вертик моб-тью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

Горизонтальной мобильностьютью называется переход индивида из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью горизонтальной моб-ти служит географ моб-ть: перемещ из одного места в др при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ моб-ть превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).

Классификация соц моб-ти может быть проведена и по иным критериям. Так, н-р, различают индивидуальную моб-ть, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую моб-ть, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соц революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

К факторам индивид моб-ти относятся: соц статус семьи, ур образ, национ-ть, место жит-ва.

Каналы вертикальной мобильности:

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. 31.Социальный прогресс и регресс. Аномия.

Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития. Существуют сферы, к которым не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология.

Существует понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу.

Аноми́я (от франц. anomie - беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- - отрицательная приставка, νόμος - закон) - понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

    расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

    низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

    частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Проблема социальной мобильности широко представлена в социологической литературе (П.Сорокин, П. Блау, Б. Барбер, Э. Гидденс, Дж. Голдторп, О.Д. Данкен, С.М. Липсет, Р. Бендикс, Р. Эриксон и др.; из российских – З.Т.Голенкова, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, А.Ф.Филиппов, М.А. Шабанова, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныш и др.).

Работы П. Сорокина были первыми в этой области, но, по признанию Э. Гидденса, Сорокин применял примитивные методики, которые в настоящее время непопулярны в западной социологии, но, по нашему мнению, вполне приемлемы к анализу процессов социальной мобильности в постсоветском российском обществе именно потому, что оно с большим опозданием вступило на путь капитализации.

П. Сорокин определял социальную мобильность очень расширительно – как «любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Более конкретное определение социальной мобильности дал Б. Барбер: «Социальная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, имеет место тогда, когда мужчина – глава семьи (и своих ближайших родственников) занимает более высокое или более низкое положение, чем его отец, в структуре относительных рангов по каким бы то ни было из различных стратификационных измерений».

Различаются следующие формы социальной мобильности:

- горизонтальная (переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (перемещения из одного социального пласта в другой); она может быть как восходящей (социальный подъем), так и нисходящей (социальный спуск»): восходящая более характерна для выходцев из средних классов, нисходящая и иммобильность - для низших слоев (Д. Глас, Б. Барбер);

- интрагенерационная , или внутрипоколенческая (продвижение в карьере в течение всей трудовой жизни отдельного человека) и интергенерационная , или межпоколенческая мобильность (изменения социального статуса при переходе к следующему поколению);

- структурная (перемещения в связи с фундаментальными изменениями в структуре занятости) и неструктурная мобильность (для любых перемещения, не предполагающие подобных изменений);

- абсолютный (соотношение мобильных и иммобильных индивидов в пределах статусной позиции, например, фермеров и крестьян) и относительный (наличие неравенства жизненных шансов выходцев из различных слоев общества) типы мобильности.

В послеоктябрьский (1917 г.) период произошла кардинальная трансформация социальной структуры, в результате чего социальная мобильность стала чрезвычайно динамичной. Просоветская интеллигенция, придя на смену «буржуазным специалистам», пополнила свои ряды людьми менее образованными и менее компетентными, но лояльными новой власти. В данном случае мобильность вниз ранее позитивно привилегированных социальных групп была компенсирована восходящей мобильностью прежде негативно привилегированных групп. В 1917-1928 гг. путь от рабочих до ответственных работников прошли около 260 тысяч человек при общей численности рабочих в 1,7 млн. человек. Пополнение рабочего класса (среднегодовая численность рабочих возросла с 8,5 млн. человек в 1928 г. до 23,6 млн. человек в 1940 г.) происходило в основном за счет выходцев из села. «Новые рабочие» промышленных предприятий не обладали качествами, предъявляемыми производством индустриального типа. Оказавшись в непривычной для себя городской среде, отчужденные и от традиционной для них, и от новой городской культуры, они заполняли маргинальные социальные ниши.



В советском обществе социальные перемещения официально регулировались («ленинские призывы» в 1920-е гг., расширение «дружественной» рабочим и крестьянам «прослойки» - интеллигенции в 1930-е гг., подбор кадров определенных категорий согласно номенклатурным спискам, квотирование социального состава представительных органов власти всех уровней). К 1939 г. 950 тысяч рабочих и крестьян, вступив в партию, восполнили ряды новой советской интеллигенции (только за их счет численность последней выросла на 11%). В этот же период были созданы военные учебные заведения, рабфаки, различные краткосрочные курсы по подготовке руководящих партийных и советских кадров. В итоге к 1938 г. в стране уже насчитывалось около 13 млн. занятых умственным трудом. Численность студентов в советских вузах к 1940г. увеличилось до 812 тысяч человек. Советское общество было открытым для социального восхождения ранее негативно привилегированных групп. По данным социологических исследований, проведенных в интервале между 1924 и 1928 гг., из 5 тысяч ленинградских партийных «выдвиженцев» почти все были выходцами из рабочих (98%), две трети (68%) были членами большевистской партии, а половина из них до руководящей работы являлись неквалифицированными рабочими в возрасте от 30 до 40 лет, проработавшими на производстве более 10 лет.



По собранным нами материалам историй семейных династий, студентов ряда татарстанских вузов и средних специальных учебных заведений (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Елабужский государственный педагогический институт, Нижнекамский муниципальный институт, Казанское педагогическое училище), в 1930-е гг. подвергались различным видам репрессий (раскулачены, высланы, расстреляны) близкие родственники у 10% студентов педагогического училища, у 11% студентов Нижнекамского муниципального института, у 19% студентов Казанского технического университета. По тем же данным, именно в советский период были реализованы практики восходящей мобильности, которые могли и не состояться, если бы не было послеоктябрьских (1917 г.) преобразований: у 25% студентов педагогического училища, 23% студентов Нижнекамского муниципального института, 24% студентов Елабужского педагогического института, 14,5% студентов технического университета близкие родственники выдвинулись на руководящие должности именно в годы советской власти (были руководителями предприятий, председателями колхозов, директорами совхозов, ответственными работниками или секретарями парткомов, райкомов, обкомов партии, сделали военную карьеру).

Все социальные преобразования и события истории страны так или иначе сказались на жизненных стратегиях людей. Для одних революционные (1917г.) преобразования предоставили большие возможности восходящей социальной мобильности, для других оказались решающими для социального снижения. Соответственно судьбы последующих поколений складывались либо достаточно удачно (получение высшего образования, успешная профессиональная карьера), либо, напротив, имела место нисходящая в сравнении с родителями социальная мобильность (семья была зажиточной – стала бедной; родители ориентировались на получение их детьми образования – у последних не было возможности учиться. Складывались и другие жизненные ситуации с противоположными характеристиками).

Факторами таких практик социальной мобильности стали революция, гражданская война, В историях семейных династий указывались обстоятельства, когда одни воевали на стороне Красной армии, другие были белогвардейцами; одни были батраками, другие - кулаками и репрессированными). Во всех историях семейных династий образование выступает одним из определяющих факторов социальной (как восходящей, так и нисходящей) мобильности в советский период). При этом для деревенских жителей старшего поколения была характерна преимущественно нисходящая социальная мобильность.

В российском обществе постсоветского периода прежние институты социальной мобильности перестали действовать, потоки социальных групп устремились вниз по общественной лестнице; утратили свое значение старые критерии социального продвижения; образование перестало играть значимую роль; возникли новые субъекты либерализирующейся экономики. Восходящую социальную мобильность по такому индикатору, как имущественное положение, совершил верхний слой общества, к которому Т.И. Заславская относит правящую политическую элиту (руководители основных ветвей федеральной власти, распорядители государственных финансовых и материальных ресурсов, губернаторы, мэры больших городов, руководители крупнейших акционерных предприятий с участием государства, высокопоставленные военные), олигархические слои (собственники крупного и сверхкрупного капитала), противоправные группы (субъекты экономической преступности).

Социальная мобильность российских экономических элит определялась их предшествующей позицией в социально-профессиональной структуре этакратического общества. Рабочие стали массовой непривилегированной частью общества, закрепив за собой статус самовоспроизводящейся социальной группы, для которой высшее образование, один из важнейших социальных лифтов, оказалось недоступным. Экономические реформы «спустили» на нижние ступени социальной иерархии и «владельцев знаний», поскольку идеологами либерализации экономики делалась ставка на «владельцев капитала, собственности».

Ни одна социальная группа не претерпела такой спонтанной мобильности в начальный период социально-экономических преобразований, как лица интеллектуальных профессий: часть интеллигенции внедрилась в элиту (сначала выступив в качестве обличителя номенклатуры и ее привилегий, в последующем определенная ее часть успешно освоила образ и стиль жизни этой привилегированной страты, достигнув ее уровня жизни); другая ее часть перешла в сферу предпринимательства (в ее лице экономика получила наиболее активных «рыночников», способных профессионально вести бизнес); многие представители интеллектуальных профессий занялись несвойственной им деятельностью, уходя из профессии; массовая же часть данной социальной группы занята низкооплачиваемой работой на предприятиях и в учреждениях с бюджетным финансированием.

Наиболее готовой к восходящей социальной мобильности в трансформирующемся обществе оказалась новая социальная группы - предприниматели. Сильное влияние гедонистических ценностей на мотивацию их действий (демонстрация потребительской практики) способствовало стигматизации предпринимателей в качестве «новых русских»; социальное восхождение данной группы в 1990-е гг. было недостаточно легитимно.

Вертикальная (как восходящая, так и нисходящая) мобильность проходит по различным каналам социальной циркуляции. Термин «социальная циркуляция» введен в научный оборот П. Сорокиными и, на наш взгляд, незаслуженно выпал из научного оборота. При вертикальной мобильности между слоями должны присутствовать «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты», «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой.

П. Сорокин называл семь главных каналов социальной циркуляции – армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные группы, семья .

1) Армия. Служба в армии в советский период обеспечивала определенные льготы при поступлении в вуз, при профессиональном переобучении после армии, для миграций, связанных с организованным набором рабочей силы. Это был мощный институционализированный канал социальной циркуляции для тех, кто не мог иначе повысить свой социальный статус (поступление в военное училище и пополнение офицерского корпуса было престижно; получение военного образования являлось предпосылкой для дальнейшей восходящей социальной мобильности молодых военнослужащих).

В настоящее время армия еще не стала каналом восходящей социальной мобильности, что находит и эмпирическое подтверждение (по расчетам социологов, только 6% молодежи готова служить в армии).

2) Конфессиональные институты. В советский период духовный сан в качестве социального статуса не был привлекателен для молодежи и наиболее образованной части общества ввиду осуществлявшейся идеологической травли религии, поэтому конфессиональные институты не были каналом восходящей мобильности. В российском обществе указанные институты испытывают интеллектуальное омоложение и обновление (например, редактор газеты «Церковный вестник» С. Чапнин - бывший хиппи, выпускник факультета журналистики МГУ, 1968 г. рождения; протоиерей В. Чаплин, выходец из профессорской семьи, 1968 г. рождения; архиепископ Иоанн, бывший преподаватель Новосибирского университета, 1960 г. рождения; диакон, бывший преподаватель МГУ А. Кураев, 1963 г. рождения; о. Иоанн, бывший актер и сценарист И. Охлобыстин, 1966 г. рождения; редактор православного журнала С. Легойда - преподаватель МГИМО, кандидат политических наук, 1973 г. рождения). В настоящее время пятая часть московских священников являются выпускниками МГУ, а около половины духовенства Московской области - достаточно образованными людьми 1970-1980 гг. рождения.

С повышением уровня религиозной культуры общества конфессиональные институты превращаются в престижную сферу профессиональный деятельности.

3) Образование . Институт образования и в советском обществе был «лифтом, идущим вверх». В советский период жестко действовал закон о всеобщем среднем образовании. Широкая сеть СПТУ, ПТУ обеспечивала и получение конкретной рабочей специальности, которая помогала в выборе жизненных перспектив, при устройстве на работу. В настоящее время численность профессионально-технических специалистов сильно сокращена, а возможности восходящей мобильности у массовой части общества ограничены. Социальная среда обучения в российских школах все более дифференцируется, что позволяет констатировать усиление стратифицирующей роли школы. В этом отношении был прав П. Сорокин, утверждавший, что всеобщее образование не только не устраняет умственных и социальных различий, а лишь усиливает их, и что школа, даже самая демократическая («если она правильно выполняет свою задачу») является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и эгалитаризации. П. Сорокин называл школу «социальным элеватором», первичным тестирующим, селекционирующим институтом.

4) Политика . Этот канал социальной циркуляции действовал безотказно в советский период - путь в руководящие должности пролегал через членство в КПСС. Работа в партийно-советских органах более низшего уровня также давала шансы продвижения вверх, обеспечивала нужными общественными связями. Дети руководителей партийно-советских органов имели повышенные шансы восходящей мобильности - политическое участие обеспечивало продвижение по социальной иерархии не только одному поколению данной семьи. Важным фактором социальной мобильности являлось занятие руководящих должностей в исполнительных органах власти. Роль представительных органов власти была девальвирована; депутатство в сельском, районном или областном советах лишь в незначительной мере способствовало восходящей социальной мобильности. В жизни животновода, сельского механизатора или рабочего завода, являвшихся депутатами соответствующих советов ничего не менялось, хотя общественный статус формально за период депутатской деятельности повышался.

Альтернативность выборов в представительные органы власти, начиная с 1990-х гг., открыла шлюзы вышеназванного канала социальной циркуляции, через которые устремилась к власти как к средству достижения успеха и самореализации самая амбициозная часть столичного населения и в некоторой мере – населения других крупнейших городов.

Для населения малых городов и села этот канал циркуляции почти закрыт.

5) Экономика. «Обогащающиеся» организации – коммерция, землевладение, добыча нефти, газа, производство автомобилей, бандитизм и т.п., как писал П. Сорокин, всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной лестнице («накопление богатства – один из самых простых и действенных способов социального продвижения»). Богатство независимо от социального происхождения и источников его приобретения и в настоящее время является «простым и действенным способом социального продвижения». Однако у массовой части общества масштабы наследуемого богатства и стартового капитала незначительны. Имущественная дистанция между столичным и провинциальным населением в этом направлении имеет тенденцию к удлинению. Вероятность открыть свой бизнес, обеспечить своих детей стартовым капиталом для социального восхождения выше в столичных и других крупных городах, чем в малых городах и селе.

Для основной части жителей села, поселков городского типа практически закрыты не только традиционные каналы социального восхождения, но и предпринимательская деятельность. Фермерство в селе развивается с большими трудностями; доходы населения малых городов и села от продажи на рынках выращенной домохозяйством сельскохозяйственной продукции носят ситуативный, сезонный характер.

6) Профессиональные группы. Профессиональная принадлежность в любом обществе является одним из важнейших факторов социальной мобильности. Чем выше социальный статус индивида в социально-профессиональной структуре, тем выше его статус во всех остальных измерениях неравенства. В советском обществе профессиональные достижения для социального восхождения играли меньшую роль, более значимой была принадлежность к партийно-номенклатурным позициям; профессиональная мобильность была ограничена; существовали определенные квоты для выходцев из семей рабочих и крестьян, «допускающие» в достаточно престижную профессию, сейчас эти квоты сняты. «Допуск» в престижную профессию блокируется другими (финансовыми) механизмами. Усилились хаотические перемещения людей из одной профессиональной сферы в другую (из-за неудовлетворенности материальным вознаграждением труда, сокращений рабочих мест). Однако если в западных обществах эти перемещения преимущественно связаны с личным выбором индивида (смена прежней профессии на другую соответственно способностям и призванию), то в период становления новых экономических отношений у значительной части людей профессиональная мобильность была связана с материальным фактором.

Значимость социально-профессионального статуса в настоящее время усиливается (чем выше социально-профессиональный статус, тем выше вероятность попадания в среднедоходные социальные группы).

Что касается пространственной специфики, то наибольшими жизненными шансами стать представителями высокодоходных и престижных социальных позиций обладают жители столичных и других крупных, а также промышленно развитых средних городов. Вероятность остальных (жителей малых городов, поселков городского типа и села) пополнить средний слой социальной иерархии мала. Эмпирически подтверждается опредляющее влияние социально-территориальной структуры на жизненные шансы людей и социальную мобильность.

7) Семья. Она обеспечивает жизненный старт ребенка – его путь в образование и через него – на занятие соответствующих ступеней в социальной иерархии. «Семейный фон» в школьном образовании, как пишет Дж. Коулман, не является единым целым, он аналитически делится на три компонента – финансовый капитал, человеческий капитал, социальный капитал. Финансовый капитал приблизительно измеряется семейным богатством или доходом. Человеческий капитал, измеряемый приблизительно годами обучения, или образованием родителей, «представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка, способствующий обучению, но он « может быть малоэффективным, если общение с детьми не является важной частью жизни детей, если человеческий капитал родителей используется исключительно на работе или в любом другом месте за пределами дома». Социальный капитал внутри семьи (отношения между детьми и родителями, а если имеются другие члены семьи, то и отношения между ними) отличается от каждого из них: « Если человеческий капитал, которым обладают родители, не дополняется социальным капиталом, воплощенным в отношениях в семье, то это не имеет большого значения для образовательного роста ребенка». При этом социальный капитал семьи функционирует не только в рамках семьи, но и за ее пределами, являясь «социальным товаром».

Э. Гидденс придерживается мнения, что даже в самых динамичных обществах «равенства возможностей» высшие позиции удается занимать немногим. Большинство достигших социальной вершины принадлежат к тем, кто имел стартовые преимущества: почти никто из богатых не начинал с нуля, значительная часть их использовала получение наследства или имела первоначальный капитал, который потом она увеличивала. В Великобритании, как отмечает Э. Гидденс, самый надежный способ разбогатеть – это родиться богатым .

Жизненные шансы детей в российском обществе зависят и от финансового, и от человеческого, и от социального капитала семьи и сужаются соответственно степени владения семьи указанными капиталами. Родители, обладающие высоким социальным статусом, в российских условиях обеспечивают широкие возможности своим детям достичь высших ступеней социальной лестницы – и своим состоянием, и самой семейной обстановкой, и эмоционально насыщенной установкой на социальное благополучие и успех, и инвестированием учебы своих детей в престижных учебных заведениях, и своими связями, способствующими успеху их детей в деловой карьере, и сознательным регулированием выбора друзей, брачных партнеров своими детьми, и созданием всех условий, увеличивающих свободное время матери для эмоционального общения со своими детьми (предоставляя ей роль домохозяйки или нанимая домработницу, репетиторов).

Семьи, где родители занимают нижние ступени социальной лестницы, уже способствуют тому, что и у их детей перспективы восходящей социальной мобильности будут ограничены. Такие семьи не имеют доступа к обучению своих детей в престижной школе, при низком уровне потребления не располагают соответствующими жилищными условиями для домашних учебных занятий, оплачивать услуги художественной, хореографической, музыкальной студий, спортивных секцийх, репетиторов по углубленному изучению иностранного языка или других учебных предметов. Дети из таких семей в основной своей массе могут рассчитывать лишь на иммобильность.

Как главную перемену социальной роли семьи в российском обществе постсоветского периода следует рассматривать тот факт, что семья стала действенным каналом распределения индивидов по стратам и внутри страт, их послешкольной селекции по социальным нишам.

Новые процессы в социальной мобильности населения в российском обществе имеют выраженную поселенческую специфику:

Прослеживается неравенство жизненных шансов провинциального населения в перспективах и стратегиях социальной мобильности; в депривированном положении по возможностям восходящей социальной мобильности находится сельское население:

Провинция в течение длительного времени будет нуждаться в «адресной» социальной политике - в расширении государственного инвестирования образовательной сферы в малых провинциальных городах и селе, в усиленной государственной поддержке образовательных потребностей провинциального населения:

Укрупнение малокомплектных сельских школ может привести к свертыванию образовательных практик в селе, если малоимущие семьи не будут иметь материального поощрения обучения своих детей с отрывом от семьи в базовой средней школе;

Есть необходимость вернуться к советской практике приема на бюджетной основе и по дифференцированному конкурсу в вузы из сельских школ и школ, находящихся в малых городах и селе, с последующим возвращением туда на работу выпускников вуза, а также приема в вузы вне конкурса и за счет госбюджета отслуживших в армии, призывавшихся из малых городов и села;

В существенной перестройке нуждается семейная политика. По имеющимся данным, каждая пятая российская семья в настоящее время не способна социализировать своих детей. Это значит, бремя социализации нового поколения будут нести общество, школа. Демографическая политика, ориентированная, из-за сокращения естественного прироста населения, на повышение рождаемости, если не будет подкрепляться дорогостоящими проектами материальной поддержки малоимущих семей, будет недостаточно эффективна для обновления интеллектуальных ресурсов провинции;

Важным фактором сокращения социальной этой дистанции между столичным и провинциальным населением является образование: «утечка мозгов», девальвация профессионализма, образования в период экономических реформ обеднила провинцию; почти прекратился туда приток талантливой молодежи; та часть молодежи, у которой имеются материальные или творческие шансы, предпочитает жить и работать либо в городах-административных центрах субъектов РФ, либо устремляется в столичные города; обучение в провинциальных филиалах вузов часто предполагает лишь получение диплома, а не требуемых для успешной профессиональной деятельности знаний;

Нужны национальные проекты, способствующие ослаблению территориального фактора социальной мобильности и в целом – социокультурной дистанции между «центром» и «периферией» страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему людей издревле волнует вопрос о равенстве? Возможно ли полное социальное равенство? В чем разница между неравенством, стратификацией и классовым делением? Выделите основные типы социального неравенства и теории, по-разному их трактующие.

2. Что такое социальная стратификация, социальная страта и социальный статус? Какие разновидности статуса Вы знаете? Что такое статусная несовместимость и статусная кристаллизация? Как соотносятся понятия социальной группы и страты, а также понятия социального неравенства и стратификации?

3. Раскройте понятие "социальная мобильность" и основные типы такой мобильности. Охарактеризуйте стратификацию в закрытом и открытом обществе.

4. Разберите понятия "социальная структура", "класс", "социальный слой". Какие препятствия для социальной мобильности существуют в открытом обществе? Что такое стартовые возможности и диспозиции личности? Рассмотрите их соотношение на примере фильмов «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Интердевочка», «Лимита» или иного художественного произведения.

5. Проанализируйте различия между теориями классовой стратификации Маркса и Вебера, а также общность и отличия их подхода к бюрократии. Чем отличаются друг от друга ленинская и сталинско-брежневская концепции, а также западные (субъективные и объективные) трактовки стратификации? Объясните, в чем заключается практическая ценность теорий стратификации, влияет ли классовая принадлежность человека на его мировоззрение, убеждения и стиль жизни.

6. Сравните социальную структуру различных современных обществ. Раскройте тенденции развития структуры общества в РФ. Каковы каналы социальной мобильности являются основными в России. Чем различаются восходящая и нисходящая мобильность в советском обществе, с одной стороны, и в современном российском, с другой. Обоснуйте свою позицию по вопросу о том, какой социальный слой играет господствующую роль в российском обществе: буржуазия, чиновники или интеллигенция, – и почему решающие позиции в бизнес-слое занимают выходцы из номенклатуры и криминалитет. Кого можно отнести к российской и региональной элите?

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социальное неравенство, эйджеизм, сексизм и депривация. Социальная стратификация, страта, предписанный и достижимый статус, статусная несовместимость и кристаллизация, закрытое и открытое общество, социальное закрытие. Каста, сословие, рабство, варна, класс. Стартовые возможности и личные диспозиции. Типология социальных структур, бюрократия, власть, высший, средний и низший классы. Виды социальной мобильности.

Ни для кого из нас не секрет, что в любом обществе существует так называемая социальная лестница. Это определенная иерархия с расположением на ней отдельных слоев населения. Какая-то социальная группа находится на этой лестнице выше, какая-то - ниже. Одни люди в течение всей жизни не покидают границ своего социального слоя. Они стоят на одной и той же ступеньке лестницы. Другие же поднимаются или спускаются по ней. Однако движение это очень медленное.

Понятие социального лифта

В любом обществе наличествуют определенные предпосылки, позволяющие осуществлять быстрое перемещение из одного слоя населения в другой. В идеале это движение направлено вверх. Хотя бывают случаи внезапного перемещения на более низкую ступень. Это и есть социальный лифт. Определение данному понятию было дано Питиримом Сорокиным. Этот русско-американский социолог еще в начале двадцатого века провел анализ движения различных по своему статусу социальных групп. При этом Сорокиным было просчитано, в каких случаях данные перемещения позволят человеку расти в этой жизни. Теория получилась весьма убедительной, так как была списана с натуры - индивида, являющегося выходцем из семьи пьяницы-ремесленника, проживавшей в маленькой деревеньке на российском севере.

Сорокин утверждал, что человеку, для того чтобы расти, необходимо искать свой канал лифт). Это позволит довольно быстро изменить имеющийся статус.

Каналы мобильности

По теории Сорокина, абсолютно разными для каждого человека могут быть социальные лифты. Виды каналов мобильности населения включают в свой перечень следующие элементы:

Церковь;

Образование (школу);

Бизнес (собственность).

В современном мире к каналам мобильности добавилась госслужба, спорт, политика, а также искусство. Каждый человек, желающий изменить свой статус, должен найти свой социальный лифт. Это позволит запустить весь механизм восхождения и начать движение. Разумеется, воспользоваться можно не лифтом, а лестницей. Однако это займет слишком много времени и станет процессом весьма утомительным.

Виды мобильности

Изменение группой или индивидом своего класса или места в обществе может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Первый вид мобильности представляет собой переход из одного в другой. Это социальные лифты, примеры которых - смена гражданства, переход в иную религиозную общину.

Под вертикальной мобильностью понимается движение человека (вверх или вниз) по служебной лестнице. Это также входит в понятие "социальные лифты". Примеры такого движения:

Повышение в должности (восходящая мобильность);

Разжалование (нисходящая мобильность).

На вертикальные и горизонтальные каналы изменения статуса оказывают влияние различные факторы. Среди них плотность населения и уровень смертности, рождаемость, возраст и пол. Лифты чаще всего используют молодые люди. Стремятся изменить свой статус и многие мужчины. В маломобильные группы населения входят в основном пожилые люди и женщины.

Переход из одного слоя общества в другой может быть осуществлен либо группой, либо в одиночку. Это также различные социальные лифты. Виды мобильности в данном случае подразделяются на индивидуальные и групповые.

Коллективные социальные лифты существуют в случае имеющихся кастовых, расовых, сословных или иных привилегий. В данном случае население низших групп способно устроить бунт с целью отмены существующих для нее ограничений. Это позволит коллективно подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы. Примеры социальной мобильности данного вида можно встретить на протяжении всей истории человечества. Это и полученное превосходство варны священников над варной воинов в древней Индии, а также подъем большевиков после Октябрьской революции до статуса бывшей царской аристократии.

Современные социальные лифты включают в себя понятие вертикальной мобильности. Однако их определение дается отнюдь не в служебном контексте. Изменение статуса индивида или группы понимается как смена позиции в социальной иерархии.

Основные каналы мобильности

Перемещение людей из одного слоя общества в другой присутствует в любой стране. Иногда для этого используется социальный лифт. Это позволяет сократить промежуток перемещения от одной ступеньки лестницы к другой.

Какие же существуют каналы для такой мобильности? Так называемая социальная циркуляция становится возможной при участии различных институтов. В их перечне находятся каналы, представляющие особый интерес. Это армия и церковь, школа, а также экономические, профессиональные и Данные социальные лифты характерны для любого общества.

Армия

Особое значение данный институт имеет в военное время. Это периоды, когда происходят гражданские и межгосударственные вооруженные столкновения. От успеха в войне напрямую зависит судьба всего общества. И не суть важно, каким социальным статусом обладают солдаты. Их мужество и стратегический талант особенно ценятся именно в такие периоды. Продвижение в командный состав низших чинов во время войны происходит, как правило, при наличии полководческого таланта. Власть, данная таким людям, и далее используется в целях дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, она позволяет мародерствовать и грабить, мстить, унижать своих врагов, а также получать громкие титулы, купаться в роскоши и быть в центре помпезных церемоний. Армия в таком случае представляет собой социальный лифт. Это позволяет простолюдинам становиться генералами, получать статус принцев, монархов, диктаторов и властелинов мира. И в это же время многие, являющиеся по статусу рождения аристократами, королями и правителями, свои титулы и общественное положение теряют.

Подобные примеры социальной мобильности многочисленны. Ими буквально изобилует история. Так, правителями и лидерами становились вожди воинствующих племен. К тому же из девяноста двух тридцать шесть достигли такого высокого статуса только благодаря своей службе в армии.

Примеры социальной мобильности наблюдались и при современных войнах. Многие лидеры гражданских и международных вооруженных столкновений стремительно поднимались по карьерной лестнице. Но в то же время огромное количество военных командиров, которые потерпели поражение, понижались в должности, исключались, становились рабами, другими словами, резко падали, совершали нисходящее движение по армейскому социальному лифту.

Что касается мирных лет, то роль этого канала вертикальной мобильности в разы меньше. Однако наличествует, естественно, и в данный период.

Церковь

Во все времена этот канал общественной мобильности был вторым по своей значимости. Однако свою максимальную роль церковь играет только в те периоды, когда ее достигает расцвета. И это подтверждается историей христианства. В те периоды, когда наблюдался наиболее интенсивный рост значимости церкви, она представляла собой наиболее легкий путь для изменения социального статуса. По этому каналу мобильности поднимались и рабы, и крепостные. Причем восхождение осуществлялось порой до самых влиятельных позиций.

Данный социальный лифт нередко становился средством для нисходящего движения. Примером тому могут служить еретики, язычники, преступники и враги церкви. Все они были уничтожены, разорены или отданы под суд. Известно, что в перечне таких разжалованных людей были короли и герцоги, князи и лорды, то есть представители аристократии.

Социальные лифты в современном обществе также включают церковь. Однако ее значимость и роль средства мобильности неизменно сокращается. То движение, которое происходит внутри церковной лестницы, былого значения уже не имеет.

Религиозные организации

Роль социального лифта в обществе играет не только церковь. Ее можно отнести и к функциям прочих В их перечень входят конфессии иудаизма и даосизма, секты и т. д. В периоды увеличения своего влияния они позволяли своим членам расти не только внутри института, но и в обществе в целом. Это давало возможность тем людям, которые имели простое происхождение, подниматься до самых высоких социальных ступенек. Наглядным подтверждением этому является жизнь Мухаммеда, а также первых его последователей.

Школа

Система социальных лифтов во все времена включала в себя институты воспитания и образования. В тех странах, где школа доступна для всех слоев населения, она является отличным каналом мобильности для движения вверх. Если такое образование получает не каждый, то его можно сопоставить с лифтом, перемещающимся лишь по верхним этажам общественного здания.

Примеры социальной мобильности, когда движение происходит по всей вертикали, особенно наглядны в современных европейских странах. В этих государствах никто не сможет занять какое-либо заметное положение, не окончив университет или колледж. Выпускник, обладающий отличным дипломом, способен легко перемещаться по социальной лестнице и занимать ответственные посты независимо от своего происхождения.

Маломобильные группы населения - это те, которые не имеют диплома о получении соответствующих знаний. Для таких людей закрыт ряд профессий. Кроме того, их труд, по сравнению с работой квалифицированных специалистов, оплачивается ниже.

Образовательные социальные лифты в современном обществе обеспечивают достаточную легкость в продвижении. Этот факт понимается многими. Недаром количество желающих поступить в университеты и колледжи неуклонно растет.

Примеры социальной мобильности, которая становится возможной при получении определенных знаний, многочисленны. Однако самым ярким из них является кастовое общество древней Индии. Именно в период его существования знания и ученость оценивались особенно высоко. Их даже возводили в ранг второго рождения, более значимого, чем рождение физическое.

Политические организации

Все организации - от политических партий до правительства - являются одним из каналов мобильности индивида. Для продвижения по социальной лестнице во многих странах достаточно поступить на государственную службу. С течением времени здесь обязательно наблюдается автоматическое перемещение по карьерной лестнице. Кроме того, клерки или чиновники, чья работа ценится особенно высоко, имеют шанс более быстрого подъема при помощи данного социального лифта.

Этот факт подтверждается историей. Многие люди, рожденные в семьях ремесленников, крестьянства или прислуги, сумели подняться и занять самые заметные общественные посты. Такую картину можно наблюдать и сегодня. Карьерный путь многих государственных деятелей начинался с чиновника низшего звена.

Профессиональные организации

Это также один из каналов вертикальной мобильности. К профессиональным организациям могут быть отнесены литературные и научные, а также творческие институты. Вход в них свободен для всех, имеющих определенные способности. При этом социальный статус никакой роли не играет. Данный канал мобильности стал средством для подъема многих врачей и ученых, юристов и художников, актеров, певцов и т. д.

Специфическим видом профессиональных институтов и важным видом социального лифта является печать. В сегодняшнем мире мы видим все увеличивающуюся роль прессы. Печатное слово способствует обеспечению великолепной карьеры незаурядной личности.

Организации, создающие материальные ценности

Вне зависимости от конкретных форм обогащения, эти институты в любом обществе являются социальными лифтами для подъема индивида по вертикали. Лидерами еще в первобытных племенах становились более богатые люди. И такую картину можно наблюдать на протяжении всей истории человечества. Аналогия между знатностью и богатством нарушается лишь в исключительные периоды, например, во время революций. Однако такое положение вещей в скором времени заканчивается. Обедневшая знать непременно присвоит ценности. Пути для этого могут быть разные, вплоть до мошенничества и насилия. А люди, ставшие богатыми, купят или добьются привилегий.

Ярким примером тому явилось восхождение буржуазного класса. В период его появления высокого положения стали добиваться те, кто имел деньги. Знатные сословия поднимались из низших слоев общества подобно тому, как храбрецы некогда становились рыцарями.

Семья

Одним из распространенных каналов мобильности индивида является брак с представителем более высокого социального статуса. Последствия этого могут быть двоякими. Иногда брак приводит к подъему человека, а иногда - к его деградации. В былые времена брак, заключенный с представителем низшего слоя общества, приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение. Так, в Риме было узаконено то, что вышедшая замуж за раба свободная женщина сама становилась рабыней.

Заключение

Кроме всех вышеперечисленных каналов существует множество других. Во все времена социальные лифты перевозили потоки людей вверх и вниз по вертикали общества. Но тот, кто даже и не пытался войти в один из этих подъемников, навсегда оставался в низших слоях.

Социальные лифты существуют в любом обществе. Они имеют разную форму и масштабы, но нужны человечеству в такой же степени, как кровеносные сосуды живому организму.

Вертикальная мобильность в той или иной степени присутствует в любых обществах, поэтому в мембранах расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия, какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких подъемников, обеспечивающих социальную циркуляцию, выполняют различные социальные институты. Важнейшими среди этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональные и экономические организации.

Армия играет особенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн, зависимость общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успеха зачастую зависит дальнейшая судьба конкретного общества. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды, значение её гораздо ниже, чем во время войны. История знает немало примеров, когда представители низших слоёв восходили на вершину стратификационной лестницы благодаря армии: «сицилианец Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя не только из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сын горшечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл себя злодеем… поступив в войско и пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получив эту должность, он задумал стать князем и, не обязываясь перед другими, удерживать одним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту, и захватил власть…,»не чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе, добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти и затем удержал её…»(Никколо Макиавелли «Государь» 1997г)

Вторым основным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В период наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшим слоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхних этажей социального здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу к влиятельному представителю правящего класса, автоматически начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странах существует правило автоматического продвижения официальных лиц по службе. Кроме того, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играет институт выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политические организации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким - то образом проявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию правителя. Поэтому именно политические организации играют сейчас особо важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполняли церковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.

Профессиональные организации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку вход в эти организации всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому каналу.

Пресса это тоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она успешно может создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и скоростных потоков социальной циркуляции…». (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г)

Организации по созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители еврейского народа имели статус гораздо более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных обществ, семья-это единственный реально функционирующий институт. Среди племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящее время семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людей изначально принадлежащих к элите, нужно преодолеть гораздо меньше препятствий для повышения своего статуса, чем рожденному в семье простых людей.

Каковы же наиболее общие механизмы и движущие силы, с помощью которых социальные субъекты - индивиды или группы - перемещаются из одной страты в другую?

Мы рассмотрим здесь два подхода к типологии механизмов социальной мобильности. Первый из них принадлежит американским социологам Полю и Бриджит Бергерам. Они выделяют пять основных механизмов, посредством которых совершается восходящая социальная мобильность индивидов. Все они, конечно, тесно связаны друг с другом, даже в известной степени вытекают один из другого, так что трудно бывает иногда разобраться, что здесь служит причиной, а что - следствием; хотя они могут рассматриваться (равно, как и действовать в реальной жизни) и по отдельности, независимо друг от друга.

Первым из таких механизмов Бергеры называют экономическую активность , или, прибегая к рассмотренной нами схеме стратификационных подпространств, - усилия индивида, направленные на продвижение вдоль той или иной координатной оси экономического подпространства. Это может быть осуществлено путем тяжелой работы, удачи, связей, может быть, даже мошенничества. Однако понятно, что, продвинув свои социальные позиции вдоль любой из трех координатных осей, индивид заметно повышает свои шансы на повышение статуса по двум остальным, а затем (в соответствии с законом статусной кристаллизации) - и в двух других подпространствах стратификационной системы.

Второй механизм - рационально рассчитанное брачное партнерство . Другими словами, индивид может значительно улучшить свои социальные позиции, удачно женившись или выйдя замуж. Правда, как отмечают Бергеры, "этот механизм в нашем обществе легче доступен для женщин, чем для мужчин, но он ни в коем случае не ограничивается одними только женщинами".

Третьим важнейшим для современного общества механизмом повышения своего статуса, по мнению Бергеров, выступает повышение образовательного уровня . Этот механизм особенно важен, прежде всего, потому, что здесь индивид в наименьшей степени зависит от капризов случайностей, а также от того, насколько благосклонны к нему окружающие, и в наибольшей степени от своих личных качеств - интеллекта, воли, добросовестности. Конечно, с точки зрения параметров профессионального подпространства, повышение уровня образования уже само по себе служит свидетельством возрастания статуса. Однако существует достаточно тесная связь между уровнем полученного образования и другими параметрами совокупного социального статуса. В частности, в современном обществе уровень образования проявляет прямую положительную связь с доходами индивида.

Четвертый механизм мобильности - политический . Он имеет место, когда улучшения в позиции индивида или целой группы достигаются путем политических нажимов, сделок или гарантий, полученных целыми социальными группами, организованными в партии, ассоциации и объединения типа профсоюзов. Так, профсоюзы российских шахтеров путем забастовок, "рельсовой войны" и других массовых акций все же выбивают из правительственных организаций заработную плату, в то время как менее организованные учителя и медики остаются в проигрыше. Это особенно важный механизм в смысле, скорее, групповой, нежели индивидуальной мобильности. Поэтому, например, американские черные и другие небелые меньшинства сегодня активно используют политические средства для давления на общество, чтобы оно даровало и гарантировало коллективное улучшение позиций их членов в стратификационной системе.

Наконец, существует механизм, который, возможно, лучше всего описывается понятием, введенным, правда, для несколько иных целей, американским социологом Ирвином Гоффманом - "управление впечатлениями ". Это мобильность, достигаемая через манипуляцию статусными символами и демонстрацию личной привлекательности. Его легче всего увидеть в таком социальном контексте, как "общество" завсегдатаев модных кафе и ресторанов или различных "тусовок", в которых все типы прихлебателей предоставляют другим посетителям возможность думать о себе как о людях, уже сделавших карьеру в том или ином секторе стратификации. Поскольку с точки зрения общества как целого такой механизм, вероятно, представляет наименьшую важность, то можно почти определенно утверждать, что он выступает, скорее, в качестве одного из элементов в процессе использования многими индивидами первых четырех механизмов.

Второй подход к выявлению факторов социальной мобильности на полвека раньше предложил сам автор этого термина Питирим Сорокин. Он вводит важное понятие - каналы социальной мобильности . Таким понятием обозначаются те социальные институты, попадая в сферу действия которых индивиды и целые группы совершают гарантированное (до определенной степени) восхождение по социальной лестнице. Это похоже на своеобразный лифт: на верхние этажи здания можно подняться по обычной лестнице (что довольно утомительно и - особенно в очень высоких зданиях - под силу не всякому), а можно воспользоваться для этой цели лифтом, который обычно перевозит пассажиров целыми группами. Правда, доступ в такой лифт ограничен своеобразными "фильтрами" (или "механизмами социального тестирования"), которые пропускают в их двери не всякого, а производя своеобразный отбор на пригодность. Сорокин рассматривает ряд таких социальных институтов, выполняющих функции каналов мобильности.

Армия. Профессиональный военный (в частности, офицер) в нашем обществе, начав свою карьеру лейтенантом, через два года выслуги получает звание старшего лейтенанта, еще через три года - капитана, еще через четыре майора и так далее. Конечно, здесь необходимо достаточно регулярно проходить разнообразные проверки на соответствие занимаемой должности - это и есть фильтры данного канала. Причем, существуют фактически различные фильтры для мирного времени и для военного. В период военных действий (для которых, собственно, создается и содержится армия) возможности продвижения гораздо эффективнее - во-первых, в силу того, что достаточно большое число офицеров погибают, освобождая тем самым вакансии для младших офицеров; во-вторых, в этот период требования к качествам офицеров резко меняются и ужесточаются, и некоторые из старших командиров могут покидать занимаемые ими посты, даже оставаясь в живых, поскольку не соответствуют этим требованиям.

Причем, следует отметить, что данный институт армии в силу большой его значимости во всей социальной структуре выступает каналом мобильности не только в масштабах собственных рамок. Так, П. Сорокин приводит такие данные: "Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого положения, начав с низших социальных слоев, продвигаясь по социальной лестнице именно благодаря службе в армии". Основатели выдающихся королевских династий средневековой Европы, таких как Капетинги и Меровинги, были полководцами; Наполеон и все его блестящее окружение, выходцы из которого занимали троны европейских государств - все они были военными. Не будем говорить о латиноамериканских и африканских диктаторах, большинство которых пришли к власти на штыках армии. Упомянем таких выдающихся президентов современности, как Д.Эйзенхауэр и Ш. де Голль - генералов, избранных на государственные посты прежде всего благодаря их военным заслугам.

Следует отметить, что канал этот весьма эффективен, во-первых, для тех индивидов, которые с успехом проходят его фильтры (наличие личной смелости, решительности, дисциплинированности, организационных способностей и т.п.), во-вторых - в особые исторические периоды. Так, он весьма привлекателен для лиц мужского пола во всех традиционных обществах, где высока вероятность военных конфликтов. Военная карьера была довольно завидным уделом, например, в Советском Союзе в период, предшествовавший Великой Отечественной войне и непосредственно после нее. Однако в продвинутых индустриальных и в особенности постиндустриальных обществах значение этого канала заметно снижается.

Церковь . Особенно важный канал в сословных обществах, где человек из низкого сословия, даже обладая выдающимися способностями, имел очень мало шансов на то, чтобы получить, скажем, дворянский титул. Церковь же рекрутировала в ряды своих иерархов наиболее способную молодежь низших сословий, предоставляя ей возможность удовлетворить свои честолюбивые амбиции. Далеко не все высшие иерархи церкви могли похвастаться аристократичностью происхождения. Сорокин, проводивший специальные статистические подсчеты, указывает, что из 144 католических римских пап 28 были из простонародья, а 28 происходили из тех слоев, которые называются сегодня средними классами.

Разумеется, и здесь были свои фильтры. Например, пострижение в монахи (а именно оно было непременным условием карьеры в церковной иерархии христианства) требовало отказа от надежд вступить в брак. Кроме того, не следует забывать, что церковные организации не раз становились в истории каналом нисходящего движения, когда развертывались массовые гонения на еретиков, отступников, язычников, иноверцев (достаточно вспомнить религиозные войны эпохи реформации, Варфоломеевскую ночь, российское старообрядчество).

Этот канал мобильности также играл одну из важнейших ролей, прежде всего, в традиционном обществе; однако она начинает существенно снижаться в ходе индустриальной революции, одним из важнейших последствий которой становится секуляризация.

Экономические организации. Сорокин называет их "организациями по созданию материальных ценностей". Карьера в рамках экономической организации открывает дорогу многим целеустремленным людям, например, в их продвижении по политической лестнице. В самом деле, в обществе, где стержнем, вокруг которого выстраиваются практически все остальные социальные отношения, является частная собственность, просто не может быть иначе. А тот институт, в котором господствуют эти отношения и в котором создаются материальные ценности, не может не быть одним из самых влиятельных социальных институтов.

Какую бы координатную ось в системе экономической стратификации мы ни взяли, вертикальное восхождение вдоль нее неизбежно приведет к восхождению и по двум другим - по принципу статусной кристаллизации. И в соответствии с тем же принципом экономическое преуспевание существенно повысит шансы на восходящую мобильность в двух других социальных подпространствах. И что бы ни говорили приверженцы ортодоксальной коммунистической идеологии, подлинными творцами и вдохновителями индустриальной революции, коренным образом изменившей облик человеческого общества, теми, кто привел в действие основные ее социально-экономические законы, были капиталисты на ранних этапах индустриализации и менеджеры - на более зрелой ее стадии. И тот высокий социальный статус, который они занимают в обществе, вытеснив с него родовую феодальную аристократию, как правило, вполне ими заслужен. "Преуспевающий предприниматель, - утверждает П. Сорокин, - крупнейший аристократ современного общества".

По статистике Сорокина, из 662 миллионеров XIX-XX веков, чьи данные он подвергал изучению, 71,4 процента - это фабриканты, банкиры, биржевики, торговцы, транспортники, то есть люди, в большинстве своем не унаследовавшие свои огромные состояния, не получившие его в готовом виде, а добившиеся его благодаря своим знаниям, огромной энергии, умению налаживать отношения с другими людьми.

Политические организации. Сорокин объединяет в этом институте "правительственные группы, политические организации и политические партии". Важность этого канала переоценить трудно, к тому же, как нам кажется, она в достаточной степени очевидна. "Карьера многих выдающихся государственных деятелей начиналась или с поста личного секретаря влиятельного политика, или вообще с чиновников низшего ранга". Отметим лишь, что этот канал, как и институт церкви, может стать каналом нисходящей групповой мобильности в случае неблагоприятно сложившейся политической конъюнктуры.

Образование. Поскольку значение этого канала мобильности мы уже достаточно подробно раскрывали выше, отметим здесь лишь два момента. Во-первых, здесь яснее и отчетливее, чем где-либо, понятны фильтры и механизмы их действия - системы оценивания текущей успеваемости, а также разнообразные экзаменационные и тестовые испытания; не прошедшие эти фильтры либо не допускаются до следующих ступеней канала, либо вообще покидают его. Во-вторых, необходимо отметить, что в современных обществах значение этого канала (в отличие, скажем, от армии или церкви) не просто гигантским образом возрастает; прохождение его становится прямо-таки обязательным условием продвижения по любой шкале социальной иерархии.

Семья. На первый взгляд, это тот же механизм повышения своего социального статуса с помощью брачного союза, о котором говорили Бергеры. Однако здесь семья подразумевается, скорее, расширенная, включающая весь комплекс расширенных родственных связей, в том числе и по боковым линиям. Разумеется, наиболее важную роль здесь играют прямые родственные связи - родители-дети, братья-сестры. Вероятно, со времени возникновения института моногамной семьи родители всегда старались обеспечить своим детям социальные позиции не ниже своих собственных. В традиционных обществах к тому же очень сильно воздействие клановых связей, которые также формируются на основе родственных отношений.

Хотя, конечно, поскольку мобильность связана не столько с сохранением, сколько с изменением социальной позиции, то важнейшим среди множества этих отношений действительно следует считать вступление в брачный союз с представителем (мужского или женского рода) могущественного клана. Здесь тоже имеются свои фильтры, которые заключаются, прежде всего, в тех или иных проверках на верность тому клану, к которому присоединяется соискатель, а также готовность принять правила игры, сложившиеся в этом клане. Однако и этого недостаточно. Тот (или та), кто принимает решение пойти именно этим путем повышения своего социального статуса, нередко должен быть готов разделить участь своей новой семьи в случае неблагоприятных обстоятельств, приводящих эту семью или весь клан, в состав которого она входит, к групповой нисходящей мобильности. Классический пример недавнего прошлого из отечественной истории: женитьба молодого талантливого журналиста А. Аджубея на дочери всесильного тогда Хрущева и стремительный карьерный взлет; однако с падением Хрущева он, как профессионал, ушел в полнейшее небытие, и с тех пор мы не прочли ни единой строчки, им написанной.

Значение этого канала, преобладавшее в доиндустриальных обществах, существенно снижается в эпоху модернизации и продолжает падать в постмодернистских условиях. Причины здесь две: во-первых, существенно возрастает роль других каналов; во-вторых, в современных обществах все более заметно проявляется кризис моногамной семьи.

Следует отметить важную особенность действия перечисленных выше каналов социальной мобильности: они действуют не в одиночку, а в системе, в комбинации друг с другом. Это относится даже к таким, казалось бы, противостоящим каналам, как церковь и образование: чтобы сделать карьеру в церковной иерархии, необходимо достаточно много и упорно учиться (пусть даже не в формальных образовательных учреждениях, а путем самообразования), чтобы хорошо знать тонкости и детали догматов своего вероисповедания и каноны теологии. В армии (разумеется, мирного времени) для успешной военной карьеры чрезвычайно важно иметь не только достаточно высокий уровень специального образования, но и родственные связи. Как ни странно, то же самое касается взаимосвязи таких каналов, как семья и образование. До сих пор даже в наиболее продвинутых обществах (причем, даже сильнее, чем в слаборазвитых) действует система различения вузов по степени престижности и привилегированности. Попасть в такие вузы выходцу из семьи рабочего или мелкого клерка можно лишь при наличии выдающихся способностей (что также служит укреплению их престижности). Впрочем, это относится не только к системе высшего образования. В одном из исследований 60-х годов в США было обнаружено, что посещали колледж: 44 процента детей из семей с годовым доходом более 10000 долларов; 17 процентов из семей с доходом от 5000 до 7000 долларов; и эта цифра упала до 9 процентов для детей из семей с доходом ниже 5000 долларов. Здесь обнаруживается также связь канала образования не только с институтом семьи, но и с экономическим каналом.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!