Личное информационное пространство проект. Создание личного информационного пространства учителя


Увеличение информационного потока и необходимость оперирования все большим количеством информации вынуждает нас разумно подходить к организации своего информационного пространства. Основным инструментом организации личного информационного пространства в памяти компьютера являются папки. Они же являются средством организации и представления системных ресурсов компьютера (каталогов, файлов, программ и т.д.).






Все папки функционируют одинаково независимо от их содержимого. Установив для папок подходящие параметры, можно быстрее выполнить поставленные задачи. Для установки параметров открытых папок необходимо выполнить команду Сервис/Свойства папки. В появившемся окне задаются все необходимые параметры папки (см. рис.). Окно «Свойства папки»


Копирование и перемещение папок выполняется также, как и копирование, и перемещение файлов. Чтобы скопировать папку, достаточно перетащить ее правой кнопкой на то место, куда нужно ее скопировать. Когда появится контекстное меню, можно выбрать пункт Копировать для копирования папки либо Переместить для изменения местоположения папки. Для переименования папки вызывается контекстное меню и осуществляется выбор команды Переименовать.


Рассмотрев технический аспект работы с папками, опишем, как сформировать свое информационное пространство. Документы, формируемые пользователем, должны быть строго структурированы, а средством структуризации в данном случае выступает папка. Если все документы хранить в одной папке, тогда после достижения определенной критической массы пользователю будет трудно ориентироваться в собственных документах. И фактическое время работы будет тратиться на нахождение нужного документа.

Определение 1

Точного определения информационного пространства не существует. Чаще всего под термином «информационное пространство» понимают логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

Основными компонентами информационного пространства являются:

  • информационные ресурсы;
  • средства информационного взаимодействия;
  • информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы

Определение 2

Совокупность всей информации, которая накоплена человечеством в ходе развития науки, культуры, образования и практической деятельности, называют информационными ресурсами.

Пользователь может не только использовать созданные другими людьми информационные ресурсы, но и сделать доступными для других результаты своего труда. Например, можно создать собственный веб-сайт или разместить свои документы (фотографии, презентации, текстовые файлы, аудио- и видеозаписи и др.) на блоге.

При размещении информации для общего доступа следует обратить внимание на такое свойство информации, как достоверность, учесть, что информация не должна унижать честь и достоинство других людей и не должна носить угрожающий характер. Также категорически запрещено (и даже преследуется по закону) пропагандировать насилие, терроризм, национальную рознь и т.п., а также распространять материалы, которые содержат компьютерные вирусы.

Средства информационного взаимодействия

Современные средства информационного взаимодействия – средства телекоммуникаций на уровне объединения компьютерных сетей и средств различного вида связи (телефонной, телевизионной, спутниковой). Комплексы, которые используют эти средства, могут объединяться в системы передачи и приема для обеспечения информацией целых регионов страны. Общение через локальные или глобальные компьютерные сети может проходить в реальном времени (так называемая синхронная телекоммуникационная связь) и с задержкой во времени (так называемая асинхронная телекоммуникационная связь).

Информационная инфраструктура

Определение 3

Информационная инфраструктура – система организационных структур, подсистем, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационная инфраструктура включает:

  • информационные центры, подсистемы;
  • банки данных и знаний;
  • системы связи;
  • центры управления;
  • аппаратно-программные средства;
  • технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации и их объединение.

Главное предназначение информационной инфраструктуры – обеспечение доступа потребителей к информационным ресурсам.

Примерами информационной инфраструктуры являются такие общеизвестные сферы как:

  • Интернет;
  • дистанционное образование;
  • сетевые средства массовой информации;
  • реклама, пиар.

К информационному пространству могут также относиться:

  • банки и базы данных, а также технологии их сопровождения и использования;
  • информационные телекоммуникационные системы, которые функционируют на основе общих принципов и обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей .

Организация индивидуального информационного пространства

Индивидуальное информационное пространство формирует сам пользователь:

  • во время установки необходимого ему программного обеспечения на ПК;
  • создавая текстовые, графические и другие документы;
  • при переносе (копировании) на свой ПК информации, которая хранится на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет (фотографии, тексты, музыкальные файлы, видеофильмы и др.);
  • сохраняя на своём ПК ссылок на необходимые сетевые ресурсы и т. д.

Если компьютер автономный (не подключен к локальной или глобальной сети), то информационное пространство пользователя ограничено лишь теми программами и данными, которые размещены на этом ПК. Если же компьютер имеет доступ к какой-либо сети, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Определение 4

Информационные ресурсы, которые доступны пользователю при работе на ПК, называют индивидуальным информационным пространством пользователя.

Для организации своего индивидуального информационного пространства пользователь может выполнять установку программного обеспечения на ПК, в ходе работы создавать документы различных типов (текстовые, графические, видео и др.), сохранять (переносить, копировать) на свой ПК необходимые файлы с различными данными (тексты, музыку, фотографии, фильмы и т.п.), сохранять на своем ПК ссылки на сетевые ресурсы, настраивать под свои требования программы для создания документов, веб-браузеры и т.д.

Рисунок 1.

Определение 5

Иначе говоря, информационное пространство пользователя – это информационные ресурсы (файлы с программами, документами, веб-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), которые доступны пользователю при работе на ПК.

Индивидуальное информационное пространство пользователь формирует также с помощью настройки пользовательского интерфейса операционной системы и программ.

Настройка программного продукта – это изменение его свойств, которое выполняется с целью:

  • адаптировать программный продукт к техническим средствам компьютера;
  • наиболее полного удовлетворения потребностей пользователя, а возможно, и выполняющихся программ;
  • повысить эффективность функционирования программного продукта или его оптимизации по выделенным показателям качества (например, быстродействия).

У каждого пользователя есть привычки при работе на компьютере. Например, многие пользователя для быстрого доступа к программе, диску или папке создают на рабочем столе соответствующий ярлык. Ярлыки программ также часто размещают на панели быстрого доступа.

К организации индивидуального интерфейса можно отнести такие настройки как: скорость доступа к данным, внешний вид окон, содержательность окон, скорость работы компьютера.

Большую часть настроек пользователь может обнаружить в специализированной папке «Панель управления», с помощью которой можно управлять ресурсами системы, менять настройки оборудования (монитора, клавиатуры, мыши, звукового сопровождения и т.д.).

Пользователю доступны также настройки вида окон.

Представление каждого пользователя о собственном информационном пространстве так же разнообразно, как и сами пользователи. С опытом работы на компьютере каждый пользователь способен будет сам определить как организовать свои данные на компьютере, чтобы ему было комфортно работать с ними.

Информационный ресурс охватывает все подразделения и службы организации. В этом смысле можно говорить об информационном пространстве предприятия, понимая под этим термином не только информацию и средства ее обработки, но и географию информационных отношений.

Информационное пространство организации (ИП) формируется с помощью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологии. В зависимости от формы их взаимодействия и использования можно выделить четыре основных уровня реализации ИП организации.

На первом уровне реализации ИП организации фактографическая информация о выполненных хозяйственных операциях формируется в виде таблиц конкретной БД (базы данных). Обработка этих таблиц позволяет вести основные виды учета: оперативный, бухгалтерский, административный, налоговый и т.п.

Реализация ИП второго уровня предполагает использование мощной системы управления базой данных (СУБД), которая позволяет не только выполнить основные операции по обработке фактографической информации и поддерживать все виды учета, но и дать возможность подготовки различных аналитических документов. На этом уровне реализации формируется взаимодействие с Интернетом, позволяющее осуществить электронный документооборот и способствующее накоплению и обобщению корпоративной информации.

Модель ИП третьего уровня отражает его разделение на отдельные инфосистемы: логистика, учет и отчетность, управление персоналом и т.п., в каждой из которых формируется своя ИС. Здесь также создается общая ИС отображения информации для менеджмента. ИП этого уровня используют в своей структуре «пул данных», который определяет не только возможность приема и хранения оперативной информации, но также и средство ее предварительной обработки по заранее установленным алгоритмам. Эти алгоритмы настраиваются на заранее устанавливаемую систему аналитических отчетов. Модель ИП третьего уровня предусматривает реализацию хозяйственной деятельности в Интернете, например, посещение торговых площадок, использование электронных платежей и т.п.

ИП организации четвертого уровня предполагает его расширение за счет применения фронт-офисных структур, которые могут с помощью Интернета предоставить стейкхолдерам (поставщикам, партнерам, клиентам, инвесторам) необходимую информацию в соответствии с данными им полномочиями, рис. 1.4.

Рис. 1.4. Модель информационного пространства организации

Процессы формирования ИП на этом уровне ведутся с помощью бэк-офиса фирмы. Управление системой осуществляется с помощью информационной системы менеджмента, связанной с кокпитом системы. Кокпит реализует демонстрацию графических аналитических отчетов с помощью демонстрационных LSD-планшетов.

1.4. Информационные системы управления предприятием и их классификация

Для построения информационных систем управления предприятием (ИСУП) необходимо:

1. Сформулировать основные цели, достигаемые предприятием в процессе использования ИТ.

2. Оценить состояние структуры действующей ИСУП, ее документооборота и необходимость виртуализации.

3. Выбрать направления применения информационного ресурса как внутри предприятия (на уровне корпорации), так и вне предприятия (на виртуальном уровне).

4. Определить необходимую модель управления предприятием.

5. Установить содержание необходимого программного и технического обеспечения для достижения поставленных целей.

6. Разработать систему обучения персонала.

7. Сформировать соответствующую производственную службу.

8. Разработать структуру взаимосвязи, управления и защиты аппаратно-сетевых средств.

9. Оценить ожидаемый уровень затрат и достигаемые результаты.

При построении ИСУП необходимо также учесть возрастание рисков, связанных как с использованием получаемой в ИСУП информации, так и с возможностью проведения мероприятий электронной коммерции и маркетинга, обеспечить защиту ИСУП от внешних и внутренних информационных диверсий.

Для формирования ИСУП можно использовать различные организационные подходы, основными из которых являются:

1) приобретение отдельных модулей программно-аппаратных средств и самостоятельное построение информационной системы предприятия;

2) обращение к предприятиям системным интеграторам, которые предоставляют квалификационные услуги по установке программного и технического обеспечения;

3) обращение к консалтинговым (консультационным) компаниям, которые консультируют выполнение законченных проектов, приобретение необходимой информационной системы;

4) сотрудничество с системным интегратором, создающим информационную систему и ведущим аппаратно-программный комплекс в течение согласованного с заказчиком времени;

5) выполнение информационных проектов и предоставление услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств специализированными комплексными независимыми организациями. Этот подход получил название «аутосоринг» (от англ., outsourcing). В этом случае менеджер предприятия только пользуется информацией от программно-аппаратного комплекса, принадлежащего сторонней организации.

ИСУП можно классифицировать, используя различные критерии: организация контура управления, метод управления, применение соответствующих ИТ и т.п. Рассмотрим классификацию ИСУП в зависимости от уровня реализации информационного пространства организации: учетные, аналитические, интегрированные и динамические системы.

Учетные ИС организуют выдачу документов (как правило, на бумажном носителе) о состоянии отдельных хозяйственных процессов деятельности организации. Эти системы ориентированы на формирование ИП первого уровня. Сложность обработки информации в бумажной технологии (различные форматы, различные словари) приводит к тому, что итоговая информация создается, как правило, к тому времени, когда она уже не нужна. Эти системы позволяют получать информацию о текущем состоянии производственного процесса, учете персонала и ведении системы учета и отчетности, что ценно для решения многих проблем малых и средних предприятий. Они нацелены, как правило, на процессы организации различных форм учета, отображения текущей информации и выдачи аналитических отчетов.

Аналитические ИС , используя различные методы информационного анализа, позволяют показать тенденции развития бизнес-процессов организации, организовать электронный документооборот. Они позволяют сформировать ИП второго уровня.

Интегрированные ИС предоставляют доступ сотрудникам к необходимой информации в режиме реального времени, что позволяет контролировать выполнение процесса на любой стадии, обеспечивая управление процессами. Они также предоставляют механизмы контроля и координации различных составных частей бизнес-среды. Эти системы формируют ИП третьего уровня.

Использование ИСУП интегрированного типа позволяет интенсифицировать следующие вопросы:

 информационная поддержка на всех стадиях работ по составлению отчетности, ускорение процесса подготовки отчетности;

 уточнение данных с помощью обеспечения прямого доступа к оперативной информации;

 анализ состояния функциональных процессов фирмы и заблаговременное предупреждение негативных процессов с использованием возможности оперативного перехода к деталям бизнеса (подробные данные его отдельным клиентам, хозяйственным операциям или бизнес-процессам);

 интегрированный целостный взгляд на корпоративную информацию, т.е. предоставление новейшей информации по всем важнейшим показателям – критическим факторам успешной деятельности фирмы;

 оперативное реагирование на организационные изменения или на быстрое предоставление новой информации без привлечения дополнительных информационных каналов;

 разработку прогностических ожиданий в бизнесе, что позволяет реализовать современные методы управления бизнесом, осуществить контроль процесса управления и найти пути развития бизнеса.

Динамические ИС нацелены на поиск новых методов взаимодействия участников бизнеса с целью получения максимальной прибыли. Они позволяют синхронизировать процессы управления фирмой с действиями заинтересованных участников бизнеса: поставщиков, клиентов, партнеров и т.д. Динамические системы формируют условия для реализации ИП четвертого уровня. Динамические ИСУП ориентированы на поиск наиболее эффективной взаимосвязи, синхронизацию информационных процессов непосредственно в производстве, между различными организациями-партнерами, клиентами, инвесторами. Они соединяют в себе достоинства интегрированных ИСУП и технологии Интернета, реализуя возможности электронного бизнеса.

СОЗДАНИЕ ЛИЧНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА УЧИТЕЛЯ

Учитель истории МБОУСОШ № 57 г. Тулы - Пименов Александр Николаевич

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1459107667.pptx (Создание информационного пространства учителя / Презентация)

Одной из основных компетенций современного образовательного процесса является умение работать с информацией. Информатизация учебно-воспитательного процесса позволяет эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели. В связи с ростом объёмов информации возникает прямая необходимость формировать информационную культуру. Само появление понятия - личное учебное пространство - отражает изменение отношения к тому, что делают ученик и учитель.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, заключена в развитии способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования; формирования научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы человека.

Психологи выделяют следующие личные пространства человека: телесное, предметное пространство, информационное пространство, эмоциональное пространство,время. Личное информационное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции. Создание информационного пространства направлено на информационное взаимодействие между субъектами, удовлетворение их информационных потребностей.

Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Таким образом, информатизация учебно-воспитательного процесса позволяет эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ - одна из главных задач учителя.

Сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать вместе.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели.

Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности.

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения стало уже привычным и необходимым, так как дает возможность учителю нагляднее продемонстрировать явления и процессы, помогает учащимся лучше усвоить материал, самостоятельно подготовиться к уроку или выполнить проектную работу.

Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. На портале можно зарегистрироваться и принимать участие в обсуждении проблем, обмениваться опытом с коллегами. Адрес портала: it-n.ru.

Широко используются ЦОРы (Цифровые образовательные ресурсы) как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в информационном пространстве учителя.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Создавая свои ЦОРы и используя уже кем-то созданные учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.

Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения.

Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.

Интернет - технологии относят к личностно-ориентированным технологиям, так как они направлены на активную познавательную деятельность и относятся к гуманистическому подходу в психологии и образовании.

Электронная почта (e-mail) - важный информационный ресурс Интернета, самое массовое средство электронных коммуникаций, через неё можно принять или отправить сообщения.

ЭП использую как средство коммуникации с обучающимися. На эп ребята присылают мне выполненные задания, презентации.

Например, есть сайт, где можно пройти тестирование по разным предметам и получить сертификат об его прохождении. Многофункциональный онлайн-конструктор тестов, опросов, кроссвордов. Там лучше зарегистрироваться, чтобы на сертификате было написано не АНАНИМНЫЙ ГОСТЬ, а фамилия и имя ученика. Эти сертификаты ребята мне присылают на почту.

Учителю нужно личное информационно-образовательное пространство:

Последнее десятилетие поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Всё это позволит формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика, индивидуализировать процесс обучения, создать надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика, повышать педагогическую квалификацию учителя.

Использованная литература:

  1. Сыромятникова Л.М. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении / Л.М. Сыромятникова. - М.: Глобус,2009.
  2. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Повседневная сетевая культура как решение классификационных задач // Образовательные технологии и общество. - 2007.

| Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича) | Организация информационного пространства

Урок 7
Организация информационного пространства

§ 1.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

Информационное пространство. При работе на компьютере пользователь запускает программы и использует данные, хранящиеся в файлах. Файлы с программами и данными, доступные пользователю, являются его информационным пространством.

Если компьютер автономный , то информационное пространство включает в себя иерархическую систему папок данного компьютера.

Если компьютер подключен к локальной сети , то информационное пространство включает в себя систему папок, доступных пользователю на компьютерах, подключенных к сети.

Если компьютер подключен к Интернету , то информационное пространство пользователя расширяется за счёт файлов, находящихся на компьютерах, подключенных к глобальной сети.

Информационное пространство - это доступные пользователю папки и файлы на локальном компьютере и в компьютерных сетях.

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Информационное пространство, доступное пользователю компьютера, представляется в форме системы папок. В операционных системах Windows и Linux вершиной графического интерфейса является изображение на экране монитора папки Рабочий стол. Физически папка Рабочий стол находится на системном диске в папке пользователя компьютера.

Следующий уровень представлен значками папок Компьютер (Корневая папка в операционной системе Linux), Корзина и Персональная папка пользователя (users) , аналогом данной папки в Linux является Домашняя папка (рис. 1.35).

Рис. 1.35. Значки на Рабочем столе:
в операционной системе Windows (а); в операционной системе Linux (б)


В папке Компьютер (Корневая папка) находятся папки следующего уровня - корневые папки имеющихся на компьютере жестких, оптических и съемных дисков.

Корневая папка каждого диска в операционной системе Windows содержит иерархическую систему вложенных папок, которая отображает иерархическую файловую систему данного диска (рис. 1.36).

Рис. 1.36. Отображение иерархической системы папок
в графическом интерфейсе операционной системы Windows


В папке Корзина хранятся удаленные папки и файлы.

В папке Сеть находятся папки компьютеров, подключенных к локальной сети.

Значки и ярлыки на Рабочем столе. После загрузки операционной системы на экране монитора появляется Рабочий стол , на котором автоматически размещаются значки некоторых папок. Для быстрого доступа к часто используемым папкам и приложениям пользователь может создать на Рабочем столе их ярлыки (ссылки в операционной системе Linux). Для того чтобы открыть папку или запустить приложение, достаточно щелкнуть мышью по соответствующему значку или ярлыку (ссылке).

Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач , на которой слева находится кнопка Пуск (кнопка Меню в операционной системе Linux). Щелчок мышью по кнопке Пуск вызывает меню Пуск (меню запуска приложений в операционной системе Linux), которое позволяет запускать программы.

В центре Панели задач располагаются свернутые окна приложений и папок.

Справа на Панели задач находятся Часы. Левее часов располагаются индикаторы состояния системы, в том числе индикатор раскладки клавиатуры. Значение индикатора Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры, Еng обозначает английскую раскладку.

Контрольные вопросы

1. Изображение какой папки является вершиной графического интерфейса операционной системы?

2. Каковы основные элементы Рабочего стола?

3. В чем состоит различие между значками и ярлыками?

4. Что размещается на Панели задач?



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!