Социальная мобильность. Социальная мобильность и ее каналы

Факторы социальной мобильности - это, во-первых, взросление личности. Например, ребёнок, априори, со временем изменит свой статус, выйдя из круга обязанностей и прав, которые принадлежали ему как незрелому индивидууму. Таким же образом и пожилой человек, выходя из пределов возрастных ограничений, меняет свой статус трудящегося на пенсионера.

Во-вторых, следует отметить вертикальную мобильность, происходящую в результате Это изменение статуса может происходить как по восходящей, так и по нисходящей траектории движения.

Факторами социальной мобильности этого вида являются следующие: повышение уровня образования индивидуума (например, получение диплома), смена места работы в связи с накоплением опыта (например, получение более высокой профессиональной категории, военного звания), потеря рабочего места или понижение в должности (например, в связи с трудовыми нарушениями или в связи с нарушениями законодательства административными органами предприятия - увольнение в связи с беременностью или инвалидностью), попадание в «места не столь отдалённые», потеря трудоспособности.

Горизонтальной мобильностью называют смену индивидуумом в рамках того же (перемена места жительства, вероисповедания, работы в том же статусе, и другое).

Обсуждая мобильности, следует отметить, что перемещение индивидуума в обществе имеет определённую обусловленность. Хаотичная мобильность имеет место быть лишь при нестабильной социальной структуре, в связи с переломными историческими моментами или при экономическом кризисе. При стабильной же структуре общества изменение статуса индивидуума может произойти только с одобрения социального окружения, по определённым каналам.

В широком смысле каналы социальной мобильности - это социальные структуры, способы и механизмы, использующиеся индивидуумом для того, чтобы получить возможность переместиться из одного общественного статуса в другой.

То есть учебные заведения, в которых гражданин может получить образование, дающее ему право занимать более высокую должность - это каналы социальной мобильности. Сюда же относятся политические партии и органы политвласти, экономические структуры и общественные организации, армия и Церковь, семейно-клановые связи и профессионально-трудовые союзы.

Следует отметить также, что структуры организованной преступности - это тоже каналы социальной мобильности, так как они сами обладают собственной внутренней системой мобильности и к тому же зачастую имеют довольно ощутимое влияние на «официальные» каналы.

Учитывая тот факт, что каналы социальной мобильности работают как целостная общественная система, можно говорить о том, что ее структура состоит из множества институционно-правовых процедур, которые могут позволить или же нет перемещения индивидуума.

Таковыми можно назвать экзаменационные комиссии, органы опеки, администрацию районов, жилищные комиссии, военкомат, суд и другие. При желании человека подняться по вертикальной статусной лестнице, ему необходимо пройти определённое «тестирование», которое покажет, соответствует ли данный индивидуум новому, желаемому им статусу.

Например, для следует предъявить в жилищную комиссию необходимые документы, при получении диплома - пройти обучение и сдать выпускные экзамены, при поступлении на работу - пройти собеседование.

Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.

Социальная мобильность виды и примеры

Понятие социальной мобильности

Понятие "социальной мобильности" было введено в научный обиход Питиримом Сорокиным. Это различные перемещения людей в социуме. Каждый человек при рождении занимает определенную позицию и является встроенным в систему стратификации общества.

Позиция индивида при рождении не является неизменной, и на протяжении жизненного пути она может изменяться. Она может повышаться или понижаться.

Виды социальной мобильности

Существуют разнообразные виды социальной мобильности. Обычно выделяются такие:

  • межпоколенная и внутрипоколенная;
  • вертикальная и горизонтальная;
  • организованная и структурная.

Межпоколенная мобильность означает, что дети изменяют свое социальное положение, и становятся отличными от их родителей. Так, например, дочь швеи становится учителем, то есть,она повышает свой статус в обществе. Или, например, сын инженера становится дворником,то есть, его социальный статус понижается.

Внутрипоколенная мобильность означает, что статус индивида может меняться на протяжении его жизни. Обычный рабочий может стать начальником на предприятии, директором завода, затем руководителем комплекса предприятий.

Вертикальная мобильность означает, что перемещение человека или группы людей внутри общества меняет социальный статус этого человека или группы. Такой вид мобильности стимулируется с помощью различных систем вознаграждения (уважение,доход, престиж, льготы). Вертикальная мобильность имеет разные характеристики. одна из них - это интенсивность, то есть, определяется, сколько страт проходит индивид в своем пути наверх.

Если общество социально дезорганизовано, то показатель интенсивности становится выше. Такой показатель, как всеобщность, определяет количество людей, которые изменили свою позицию в вертикальном отношении за определенный промежуток времени. В зависимости от типа вертикальной мобильности различаются два типа общества. Это закрытое и открытое.

В закрытом обществе продвижение наверх по социальной лестнице очень затруднено для определенных категорий людей. Например, это общества, в которых есть касты, сословия, также общество, в котором есть рабы.Таких сообществ было много в Средние века.

В открытом обществе равные возможности у всех. К этим обществам можно отнести демократические государства. Питирим Сорокин утверждает, что нет и никогда не было обществ, в которых были бы абсолютно закрыты возможности для вертикальной мобильности. Вместе с тем,никогда не было сообществ, в которых вертикальные перемещения были бы абсолютно свободными. Вертикальная мобильность может быть как восходящей (в этом случае она добровольная),так и нисходящей (в этом случае она принудительная).

Горизонтальная мобильность предполагает, что индивид перемещается из одной группы в другую без изменения социального статуса. Например, это может быть изменение религии. То есть, индивид может перейти из православия в католичество. Также он может сменить гражданство, может создать свою семью и уйти из родительской, может сменить профессию. При этом статус индивида не меняется. Если происходит переезд из одной страны в другую, то такая мобильность называется географической. Миграция - это разновидность географической мобильности, при которой статус индивида после переезда меняется. Миграция может быть трудовой и политической, внутренней и международной, легальная и нелегальная.

Организованная мобильность - это процесс, зависящий от государства. Оно направляет движение групп людей вниз, вверх или в горизонтальном направлении. Это может происходить как с согласия этих людей, так и без него.

Структурная мобильность вызвана изменениями, которые происходят в структуре общества. Социальная мобильность может быть групповая и индивидуальная. Групповая мобильность подразумевает, что перемещение происходит у целых групп. На групповую мобильность влияют такие факторы:

  • восстания;
  • войны;
  • замена конституции;
  • вторжение иностранных войск;
  • изменение политического режима.
  • Индивидуальная социальная мобильность зависит от таких факторов:
  • уровень образованности гражданина;
  • национальность;
  • место проживания;
  • качество воспитания;
  • статус его семьи;
  • состоит ли гражданин в браке.
  • Большое значение для любого вида мобильности имеют возраст, пол, рождаемость и смертность.

Социальная мобильность примеры

Примеры социальной мобильности можно найти в нашей жизни в больших количествах. Так, образцом повышения роста в социуме можно считать Павла Дурова, который изначально был простым студентом филологического факультета. Но в 2006 году ему рассказали про Facebook, и тогда он решил, что создаст аналогичную сеть в России. Вначала она получила название "Студент.ру", но потом получила название Вконтакте. Сейчас в ней более 70 миллионов пользователей, а Павел Дуров владеет состоянием более 260 миллионов долларов.

Cоциальная мобильность часто развивается в пределах подсистем. Так, школы и вузы являются такими подсистемами. Студент в вузе должен усвоить учебную программу. Если он успешно сдаст экзамены, он перейдет на следующий курс, получит диплом, станет специалистом, то есть, получит более высокую должность. Отчисление из вуза за неуспеваеость является примером социальной мобильности нисходящего типа.

Примером социальной мобильности является и такая ситуация: человек, который получил наследство, разбогател, и переместился в более зажиточный слой людей. Примерами социальной мобильности можно считать повышение учителя школы до директора, повышение доцента кафедры до профессора, переезд работника предприятия в другой город.

Вертикальная социальная мобильность

Вертикальная мобильность подвергалась наибольшему количеству исследований. Определяющим понятием является дистанция мобильности. Она измеряет, сколько ступенек проходит индивид по мере своего продвижения в обществе. Он может проходить одну-две ступеньки, может взлетать внезапно на самую вершину лестницы или падать к ее основанию (последние два варианта встречаются довольно редко). Важным является объем мобильности. Он определяет, сколько индивидов переместилось с помощью вертикальной мобильности вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Каналы социальной мобильности

Между социальными слоями в обществе нет абсолютных границ. Представители одних слоев могут пробираться в другие слои. Перемещения происходят с помощью социальных институтов. В военное время в качестве социального института действует армия, которая возвышает талантливых солдат и дает им новые звания в том случае, если прежние начальники погибли. Другой мощный канал социальной мобильности - церковь, которая во все времена находила преданных себе представителей в низах общества и возвышала их.

Также каналами социальной мобильности можно считать институт образования,а также семью и брак. Если в брак вступали представители разных социальных слоев, то один из них поднимался по социальной лестнице, или спускался. Например, в древнеримском обществе свободный человек, который женился на рабыне, мог сделать ее свободной. В процессе создания новых слоев общества - страт - появляются группы людей,которые не имеют общепринятых статусов, или утратили их. Их называют маргиналами. Такие люди характеризуются тем, что им сложно и некомфортно в их нынешнем статусе, они испытвают психологический стресс. Например, это работник предприятия,который стал бомжом и потерял жилье.

Существуют такие виды маргиналов:

  • этномаргиналы - люди, которые появились в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы, о здоровье которых перестало заботиться общество;
  • политические маргиналы, которые не могут смириться с существующим политическим порядком;
  • религиозные маргиналы - люди, не относящие себя к общепринятой конфессии;
  • криминальные маргиналы - люди, нарушающие Уголовный кодекс.

Социальная мобильность в обществе

Социальная мобильность может различаться в зависимости от типа общества. Если рассматривать советское общество, то оно было поделено на экономические классы. Это были номенклатура,бюрократия и пролетариат. Механизмы социальной мобильности тогда регулировались государством. Работники районных организаций часто назначались парткомами. Быстрое перемещение людей происходило с помощью репрессий и строек коммунизма (например, БАМ и целина). В западных обществах другая структура социальной мобильности.

Главный механизм социального движения там-конкуренция. Из-за нее одни разоряются, а другие получают высокие прибыли. Если это политическая сфера,то главным механизмом передвижения там являются выборы. В любом обществе есть механизмы, которые позволяют смягчить резкий переход индивидов и групп по нисходящей. Это разные формы социальной помощи. С другой стороны, представители более высоких слоев стремятся закрепить свой высокий статус, и не допустить проникновения в высокие слои представителей низших слоев. Во многом социальная мобильность зависит от того, какое общество. Оно может быть открытым и закрытым.

Открытое общество характеризуется тем, что деление на социальные классы условное, и перейти из одного класса в другой довольно легко. Чтобы достичь более высокой позиции в общественной иерархии, человеку нужно бороться.У людей есть мотивация постоянно работать, потому что упорный труд ведет к повышению их общественного положения и улучшению благосостояния. Поэтому люди низшего класса стремятся постоянно прорваться наверх, а представители высшего класса хотят сохранить свое положение. В отличие от открытого, закрытое социальное общество имеет очень четкие границы между классами.

Социальная структура общества такова, что продвижение людей между классами практически невозможно. В такой системе упорный труд не имеет никакого значения, таланты представителя низшей касты тоже никакого значения не имеют. Такая система поддерживается с помощью авторитарной правящей структуры. Если правление ослабевает, то становится возможным изменение границ между стратами. Наиболее выдающимся примером кастового закрытого общества можно считать Индию, в которой самым высоким статусом обладают брахманы - высшая каста. Самая низшая каста - это шудры, уборщики мусора. Со временем отсутствие значительных изменений в обществе приводит к вырождению этого общества.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация разделяет людей по классам. В постсоветском обществе стали появляться такие классы: новые русские, предприниматели, рабочие, крестьяне, правящий слой. Социальные страты во всех обществах имеют общие черты. Так, люди умственного труда занимают более высокую позицию, чем просто рабочие и крестьяне. Как правило, между стратами не существует непроницаемых границ, в то же время полное отсутствие границ невозможно.

в последнее время социальная стратификация в западном обществе претерпевает значительные изменения в связи с нашествием в западные страные представителей восточного мира (арабы). Изначально они приезжают как рабочая сила, то есть,они выполняют низкоквалифицированные работы. Но эти представители привозят свою культуру и свои обычаи, зачастую отличные от западных. Зачастую целые кварталы в городах западных стран живут по законам исламской культуры.

Надо сказать, что социальная мобильность в условиях общественного кризиса отличается от социальной мобильности в условиях стабильности. Война, революция, продолжительные экономические конфликты приводят к изменениям в каналах социальной мобильности, часто к массовому обнищанию и повышению заболеваемости. В этих условиях стратификационные процессы могут значительно отличаться. Так, в правящие круги могут пробираться представители криминальных структур.

Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.

Самое полное для своего времени описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет каналами вертикальной циркуляции. Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные отверстия, лифты, мембраны, но которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (рис. 13.6).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Рис. 13.6.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII – сын плотника. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего, церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе социальный лифт движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР – самый яркий пример того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. Социальный лифт короткий – он движется только по верхним этажам социального здания.

Социологический практикум

Каким образом школа или университет могут выполнять функцию социального лифта? Приведите несколько примеров из окружающей жизни.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образовательный тест играл роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% – банкира и биржевика, в 12% – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, по титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми – рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Социологический практикум

А в вашей семье как родители заботятся о наилучшем воспитании детей? Расскажите об этом.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профессиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.

Кроме перечисленных, каналами вертикальной циркуляции выступают политические партии и профессиональные группы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!