Оплатить проезд через мобильный телефон. Услуга Билайн «Мобильный билет

В московской подземке начал действовать новый сервис — «Мобильный билет». Теперь можно оплатить проезд в метро или наземном транспорте, приложив к турникету мобильный телефон, который либо сам поддерживает технологию NFC — Near Field Communications (ближняя бесконтактная связь) или в него вставлена — NFC антенна.

ЧТО НУЖНО. Новая sim-карта, совместимая с NFC. Ее можно бесплатно обменять на старую в салоне связи своего оператора. Все новые sim-карты поддерживают 4G. Телефон с предустановленными NFC-модулями. Чтобы узнать поддерживает ваш телефон NFC, загляните в меню аппарата: Настройки -> Беспроводные сети -> NFC.

Если же в телефоне нет встроенной поддержки NFC, то тогда необходимо не только обменять sim-карту, но и купить дополнительную NFC-антенну, которая синхронизируется с телефонной sim-картой при помощи радиоволн.

Это может быть тонкий прямоугольник со сторонами 2 и 3 сантиметра. Ее можно установить между крышкой и аккумулятором.

Для моделей, у которых задняя панель не снимается, понадобится выносная антенна. Это может быть небольшая (до 3,5 см) прямоугольная карточка, которая с легкостью прячется в чехол телефона или небольшой кружочек, диаметром до 3 см, который крепится к задней панели за счет своей клейкой поверхности.

Стоимость такой антенны колеблется от 50 рублей. Однако приобрести такую антенну в Москве оказалось сложно. Корреспондент «Моего района» обошел несколько салонов связи МТС, Мегафона и Билайна. Ни в одном из них выносного модуля в продаже не оказалось.

«Компанией «Билайн» было принято решение вообще не производить выносные модули NFC, так как первый опыт использования их в рамках пилота в Казани показал, что они не востребованы клиентами. Более того, не со всеми моделями телефонов выносные модули работали одинаково стабильно», — прокомментировала ситуацию «Моему району» Екатерина Попова — руководитель PR Московский регион ВымпелКом.

В справочных службах МТС и Мегафона посоветовали обратиться за покупкой антенн в головные офисы компаний. МТС — Новый Арбат, 15; Мегафон — Кожевническая, 14.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. После того, как в телефон будет вставлена новая sim-карта, в телефоне должно обновиться sim-меню: появится строка «Мобильный билет». Ее надо активировать. С короткого номера «3210» придет SMS с инструкцией по подключению.

После активации услуги со счета мобильного телефона будет списано 150 рублей. Эти деньги зачислятся на счет «Мобильного билета».

После этого надо включить функцию NFC на телефоне и приложить к турникету. Телефоны с выносной антенной можно просто приложить к турникету, ничего дополнительно включать не надо.

После того, как счет дойдет до 90 рублей, он автоматически пополнится до 150 рублей.

При выключенном телефоне, если, например, села батарейка, оплатить проезд будет невозможно.

Сколько стоит поездка по «Мобильному билету»

Метро — 30 рублей

Наземный транспорт — 29 рублей

Метро + неограниченное число поездок на наземном транспорте в течение 90 минут — 46 рублей

3210 — номер справочной службы «Мобильного билета»

Казалось бы, совсем недавно мы начали более или менее привыкать к возможности оплачивать покупку банковской картой, лишь прикасаясь к терминалу, при помощи технологии PayPass, как нам представляют новую услугу — оплату проезда на общественном транспорте при помощи своего мобильного телефона.

Всего этого позволяет добиться инновационная технология NFC (Near field communication) — технология «связи ближнего поля», высокочастотной беспроводной связи для обмена данными между устройствами на расстоянии нескольких сантиметров. Для оплаты достаточно будет лишь поднести телефон с терминала, и деньги автоматически будут списаны с вашего счёта.

Теперь с помощью этой технологии в Москве можно оплачивать только проезд на общественном транспорте столицы. Инновационный сервис «Мобильный билет „Тройка“» предоставляется оператором связи МТС. Он позволяет оплачивать проезд в автобусах, трамваях, троллейбусах, в Московском метрополитене и поездах «Аэроэкспресса» прямо со смартфона или простого мобильного телефона.

Название нового сервиса даёт понять, что он напоминает собой возможность платить за поездки картой «Тройка». Разница лишь в том, что теперь не придётся постоянно пополнять её счёт. При поднесении телефона с SIM-картой от МТС деньги за поездку (по тарифам карты «Тройка») будут списываться с вашего мобильного счёта.

Подключиться к сервису можно во всех салонах-связи оператора связи в Москве, где вам бесплатно заменят обычную SIM-карту на NFC SIM-карту с записанной на ней в виде приложения картой «Мобильный билет „Тройка“». При этом номер телефона не меняется.

Преимущество нового сервиса даже не в том, что можно оплачивать проезд телефоном. Основное удобство «Мобильного билета „Тройка“» для пользователя заключается в том, что баланс билета всегда автоматически пополняется со счёта мобильного телефона или вручную на нужную сумму при помощи SMS-команды. Такое решение страхует пассажира от ситуации нехватки денежных средств на транспортной карте, избавляет его от необходимости выстаивать очереди в кассы или приобретать разовые проездные у водителя за наличные.

Есть положительный момент и для перевозчиков. Такая технология поможет сократить очереди к кассам общественного транспорта и сэкономить средства на обороте наличных и выпуске проездных билетов.

Но есть и минусы. Дело в том, что новейшую технологию поддерживают далеко не все современные телефоны. Так, например, самыми популярными пока моделями iPhone в России, 4 и 5, расплатиться за проезд в метро не удастся. Функция доступна только для обладателей iPhone 6. Всего на нашем рынке сейчас есть более 60 моделей телефонов, которые поддерживают нововведение. Это вся линейка Galaxy от Samsung, Lumia от Nokia и даже российские смартфоны YotaPhone.

Однако, если вы не являетесь обладателем смартфона, поддерживающего технологию NFC, не стоит сразу расстраиваться. К большинству смартфонов и телефонов возможно подключить гибкую NFC-антенну, которую можно приобрести в салонах МТС всего за 10 рублей во время замены SIM-карты.

МегаФон первым из «большой тройки» запустил сервис по оплате проезда с помощью мобильного телефона. При всей уникальности предложения, оно, в отличие от обычного способа оплаты через кассу, сулит абонентам дополнительные расходы, а потому может оказаться не столь популярным, как могло бы быть.

«Мобильный проездной» от МегаФона ждали давно, так как компания обещала ввести его в коммерческую эксплуатацию еще в начале 2011 г., но запуск все время откладывался. Наконец, вчера в Санкт-Петербурге итоговый продукт был представлен широкой публике. Возможностей у сервиса стало больше, чем планировалось изначально – через телефон можно оплачивать проезд не только на метро, но и на городском наземном транспорте.

Для того чтобы воспользоваться сервисом существуют два варианта – первый – приобрести электронную карту единого проездного билета «Подорожник», пополняя ее с помощью SMS или USSD-запроса, в которых нужно указать номер карты и сумму для зачисления. Деньги на «Подорожник» будут переводиться с телефонного счёта абонента. Для того, чтобы затем активировать платеж нужно приложить карту к визуализатору (устройству, с помощью которого проверяется срок действия билета и количество поездок), который есть во всех вестибюлях метрополитена.

Второй вариант – приобрести специальную карту МегаФона с NFC-чипом, которая дублирует по свои функциям «Подорожник» и наклеивается на заднюю стенку мобильного телефона. Пополняется она аналогичным образом через SMS или USSD. Телефон можно просто прикладывать к считывающему устройству на турникете, он будет работать как проездной.

Тарифы на проезд по «Подорожнику» и карте МегаФон не отличаются, и зависят от количества купленных поездок. Например, если купить от 1 до 10 поездок на метро – то каждая обойдется в 25 руб., с 11 по 20 – 23,5 руб. и т.д.

Главный и очевидный минус предложения – комиссия. За удовольствие не стоять в очереди в кассу метрополитена придётся заплатить. При пополнении через мобильный телефон счёта на карте «Подорожник» комиссия составит 5%, на NFC-карте МегаФона – 2%.

Юрий Брюквин, генеральный директор аналитического агентства RusTele.com сомневается, что предложение сейчас будет популярным. «Для того, чтобы воспользоваться мобильным проездным, нужно будет получить карту, пополнить счет мобильного телефона, потом перевести деньги на карту и активировать платёж. Не проще ли отстоять очередь, да еще без всяких комиссий?» - говорит эксперт. Он отмечает, что это очередная попытка поиграть на поле финансовых сервисов, однако, до сих пор все проекты по электронной коммерции у операторов не приносили особой прибыли.

В МегаФоне и сами говорят, что не зарабатывают на «мобильном проездном». «Комиссия, которая взимается при зачислении средств, берется посредником – банком, так как по закону мы обязаны осуществлять подобные электронные переводы при участии банка. Прибыли не предполагается, мы не зарабатываем на этом» - говорит Роман Рудаков, директор по новым технологиям и услугам Северо-Западного филиала МегаФон.

Роман Рудаков показывает как обращаться с мобильным проездным

Однако компания, по всей видимости, в будущем планирует заработать на других услугах, которые можно будет осуществлять с помощью NFC-чипа. Так, господин Рудаков рассказал Телекомблогу, что свою NFC-карту МегаФон планирует в перспективе использовать и для внедрения других сервисов, например, оплаты покупок в магазине и др. Чтобы продвигать среди своих абонентов NFC-карту, МегаФон и договорился с банком о льготной комиссии в 2% , однако при этом пришлось повысить комиссию до 5% для тех, кто будет пополнять счет на «Подорожнике».

Проект МегаФона запущен совместно с комитетом по транспорту. Пресс-секретарь комитета Дмитрий Игнатьев объяснил, почему партнером на сегодняшний день является лишь МегаФон. По его словам, на сайте комитета размещено предложение к сотрудничеству в рамках проекта «Подорожник», на которое может откликнуться любая заинтересованная компания. МегаФон был одним из первых, кто по собственной инициативе отозвался на предложение. «С другими сотовыми операторами сотрудничество точно также возможно, если они обратятся к нам» - отметил Дмитрий Игнатьев. Он добавил, что переговоры уже ведутся с ВымпелКомом (бренд Билайн).

В ВымпелКоме информацию о готовящемся присоединении к программе «Подорожник» подтвердили. Также там напомнили, что готовят собственный проект по оплате проезда в метро на основе технологии NFC. Разработчиком решения выступает Ambiq. Летом он был успешно протестирован и в настоящее время готовится к запуску в коммерческую эксплуатацию. ()

Пока NFC-карту МегаФона можно купить только во флагманском салоне по адресу Невский проспект, 83. Подключение обойдется в 150 рублей. Абонентская плата не взимается. «Подорожник» в кассах метрополитена стоит в три раза дешевле – 51 руб.

Директор Северо-Западного филиала МегаФон Денис Малышев объяснил, что старт продаж лишь в одном салоне обусловлен тем, что оператор хочет дать самым первым пользователям возможность побыть оригинальными.

Денис Малышев: дайте людям почувствовать себя эксклюзивными

«Люди так ждали возможности покрасоваться с трубкой у турникета, дайте им неделю-две чтобы почувствовать себя эксклюзивными персонами» - говорит он. Позже карты появятся и в других салонах МегаФона.

Сервис оплаты прохода в метро со счета мобильного запущен в Санкт-Петербурге 18 мая. Работает неплохо, но приживется ли в нынешнем виде - вопрос спорный. В любом случае, сервис сам по себе очень востребован и полезен со всех точек зрения.

Сокращение объема наличных денег в обороте - очень в рамках государственной политики. Понятно, что не ради удобства населения, а прежде всего для облегчения контроля за перемещением денег. Но во многих случаях пресловутое «население» тоже не внакладе. Хрестоматийный пример - пополнение счета через терминал с его людоедскими процентами после того, как эти деньги были днем раньше сняты с зарплатной карты.

Так называемые микроплатежи, к которым относится и оплата проезда в общественном транспорте, отлично реализуются с помощью технологии NFC (Near Field Communications) и через «посредничество» операторов мобильной связи. Биллинги сотовиков отлично приспособлены для обработки большого количества мелких транзакций в реальном времени, для них это нормальный режим, а не экстремальная нагрузка. В отличие от биллингов, точки продаж метро-билетов справляются с пиковыми нагрузками значительно хуже. Поэтому любой дополнительный канал виртуальных продаж горячо приветствуется.

Телефон у большинства из нас всегда под рукой и легко доступен по определению, иначе как на звонок ответить? Баланс лицевого счета тоже пополняется без проблем где угодно и когда угодно. Всё это очевидные плюсы использования телефона в качестве проездного документа. К сожалению, свои минусы тоже есть, и предложенное решение назвать идеальным трудно.

«Наука и техника»

Несколько цитат из описания того, как оплата проезда в санкт-петербургском метро реализовали в Билайн. Потом обсудим детали проекта и конкретные плюсы с минусами.

«...«Билайн» совместно с Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, платежной системой RURU и ООО «Амбик Тэк СПб» сообщают о начале совместного проекта по оплате проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC – услуга «Мобильный проездной».


NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.

Пассажирам достаточно установить под крышку используемого ими мобильного телефона специальный NFC-модуль. Проделав один раз эту несложную операцию, телефон обретает функции платежного устройства и проездного билета, абонент может начать пользоваться мобильным телефоном, как обычным проездным. Стоимость NFC-модуля составляет 125 рублей - при этом на самом модуле будут загружены 5 поездок по 25 рублей каждая, абонентская плата и плата за подключение услуги «Мобильный проездной» не взимается.


При установке NFC-модуля, на мобильном телефоне автоматически устанавливается SIM-меню «Проездной», позволяющее купить необходимое количество поездок через меню телефона, а также проверить количество купленных ранее билетов и их срок использования. Стоимость поездок списывается с баланса телефона в режиме реального времени. Далее, чтобы воспользоваться поездкой, достаточно приложить мобильный телефон к считывающему устройству на турникете. В процессе реализации услуги «Мобильный проездной» будет использоваться существующая инфраструктура и ограниченное количество моделей телефонов. Клиент сможет заказать билет без обращения в кассы города с баланса телефона через специальное мобильное приложение. Услуга доступна абонентам - физическим лицам с тарифными планами предоплатной и постоплатной системы расчетов.

Сервис разработан с учетом имеющегося опыта пассажиров по приобретению билетов через автоматы по продаже и пополнению проездных билетов. <...> Более подробную информацию о сервисе вы можете узнать на сайте ».


Проект реализован в рамках стратегического партнерства компании «Вымпелком» с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, RURU и компанией «Амбик Тэк Спб». Предполагается, что в будущем на базе этого решения можно будет «выстраивать» практически неограниченное количество новых услуг. Из очевидно «напрашивающихся» - привязка банковских карт и дисконтных карточек, коих развелось великое множество. Мария Азарова, генеральный директор «Амбик Тэк Спб», говорит о возможности загрузки в модуль данных студенческих билетов и пенсионных удостоверений, но это уже в дальней перспективе.

Проект существует в качестве технического пилота с середины прошлого года, сейчас запущен в коммерческую эксплуатацию. Прогнозируемое количество пользователей - порядка 2000 человек. К октябрю 2012 предполагается набрать статистику и оценить работоспособность системы, после чего, возможно, внести необходимые изменения в настройки.


Конструкция

Решалась задача сделать систему универсальной и при этом обойтись без замены SIM-карт на специальные. Наверное, определенный смысл в этом есть, но пользователи многих современных «продвинутых» смартфонов оказались обделенными новой услугой. Это печально. Полный список поддерживаемых телефонов можно посмотреть , но и без списка ограничения понятны.

Модуль предполагает размещение антенны между аккумулятором и крышкой батарейного отсека, вторая часть модуля размещается между SIM-картой и контактами платы телефона. Соответственно, «в пролете» модели телефонов и смартфонов:

  • С несъемными аккумуляторами (например, iPhone)
  • С аккумуляторами, часть корпуса которых одновременно является задней крышкой телефона (аккумулятор - часть корпуса)
  • С SIM-картами, вставляемыми сбоку (например, Nokia 5800)
  • С металлическими крышками батарейного отсека или в полностью металлических корпусах (металл экранирует)

Утверждают, что 80% телефонов и смартфонов не препятствуют корректному размещению и работе модуля, но в списке очень много моделей телефонов совсем «лохматых» годов. Которые, естественно, внесли свою лепту в те самые 80% совместимости по моделям. Подозреваю, что подсчет реально регистрируемых в сети аппаратов (такая статистика есть) с учетом процента разных устройств дал бы несколько иную статистику совместимости.

Встроенные NFC-модули некоторых современных моделей телефонов задействовать не удастся. Возможно, когда-нибудь в будущем, когда перейдут на решения с использованием специальных SIM-карт.


Практика

Стоимость комплекта - 125 руб., при этом в модуль уже «зашито» пять поездок на метро ценой 25 руб. каждая. То есть Билайн ничего не берет за сам модуль и не взимает комиссионных за «оформление» виртуальных проездных билетов. Будет ли зависеть цена стартового комплекта от стоимости проезда, которая склонна расти ежеквартально? По идее, должна, но достоверно не знаю.

Приобрести модуль можно в офисах Билайн или в одном из пяти дилерских салонов, список адресов есть на сайте. Установить модуль самостоятельно вполне возможно, но девушкам с высокохудожественным маникюром лучше не экспериментировать. Благо, установить сей экзотический девайс обещают при покупке. Разумеется, любителям ежедневно переставлять SIM-карты модуль противопоказан, много лишней мороки, и ежедневно терзаемый шлейф вряд ли долго протянет.

Проход через турникеты никаких проблем не вызывает, короткого прикосновения задней крышки телефона к валидатору достаточно для надежного срабатывания. Ценно то, что уже загруженные в модуль «электронные билеты» работают вне зависимости от состояния аккумулятора телефона. Собственно, и сам телефон может быть выключен, модуль распознается турникетом как обычный проездной билет.


С «покупкой» билетов всё намного интереснее. После установки модуля в телефоне появляется меню (STK - Sim Tool Kit), через которое можно приобретать билеты. Стоимость «проездного» на выбранное количество поездок списывается с телефонного счета в режиме реального времени.

Для большего удобства и пущей наглядности рекомендуют установить небольшое Java-приложение с аналогичной функциональностью, но удобным графическим интерфейсом. Через него можно и проверить количество оставшихся поездок. Покупка билетов невозможна в период 00:00 - 05:45, проверка остатка поездок недоступна в период 02:00 - 05:30.


Пополнять модуль можно обычным образом (как проездной) за наличные деньги. Для этого следует поместить телефон в приемное гнездо агрегата, желательно ближе к левой стенке. К сожалению, владельцам фирменных планшетов Билайн эта опция недоступна по причине отсутствия в комплекте кувалды.

Покупка билетов через java-приложение - самый приятный способ, всё хорошо и наглядно. Но приложение грузится безумно медленно, вплоть до нескольких минут. Видимо, задержки связаны с необходимостью обмена информацией с базой данных. Кстати, трафик хоть и ничтожный, но благодаря хитрому операторскому округлению каждый акт покупки билета (билетов) обойдется в некоторую сумму. В пределах рубля (в зависимости от тарифного плана) или даже бесплатно при подключении безлимитной опции.

Резюме

В качестве «обкатки» перспективной технологии проект выглядит очень многообещающе. С позиции конечного потребителя преимущества не так очевидны, но они есть. Главное - экономия драгоценных утренних минут, которые намного приятнее провести дома с чашкой кофе, чем стоя в очереди в вестибюле станции метро. Плюс отсутствие необходимости добывать деньги из кошелька, кошелек из кармана и т. п. Единый «виртуальный кошелек» в виде лицевого счета телефона удобен и практичен, это бесспорно.

Существенный минус - наличие промежуточного звена в виде необходимости «виртуальной покупки» билетов. В этом смысле банковская карта с метро-чипом радикально удобнее: вообще ни о чем заботиться не надо. Банк кредитует все перемещения владельца карты и в начале следующего месяца спишет с баланса общую сумму со скидкой, определяемой числом поездок. Не знаю, насколько такая практика распространена в Санкт-Петербурге.

Если бы система работала в режиме автоматического списания денег с баланса телефона при каждом проходе турникета, то я бы руками, ногами и кошельком проголосовал «за». Категорически и с горячим энтузиазмом. В нынешней реализации тоже неплохо, но в грядущем всенародном признании я не уверен.


Интересно, на каких условиях операторы согласились бы принять на себя некоторые риски и хлопоты микро-кредитования своих абонентов? Многие хитроумно выстраиваемые схемы и ограничения могли бы оказаться лишними при наличии определенной доброй воли операторов, соответствующих корректировок в законодательстве и готовности абонентов «заморозить» на балансе некий неснижаемый остаток. Но это уже совсем другая тема.

Сергей Потресов ()

При подключении услуги Мобильный билет МегаФон на Вашем лицевом счете станет активным авто-пополнение баланса сервиса. При понижении баланса до 90 рублей происходит автоматическое пополнение его до 150 рублей. Деньги списываются с Вашего лицевого счета. Комиссия за перевод средств и подключение услуги не взимается. Вы всегда получите бесплатное SMS уведомление о проведенных операциях c номера 3210 сервиса «Мобильный билет» МегаФон. Применяется предоплатная система расчётов.

Сервис Мобильный билет МегаФон

Доступен для всех абонентов Московского филиала П А О «МегаФон» на всей территории города Москвы, которые активировали данную опцию, для оплачивания проезда на городском транспорте. Подносите смартфон задней частью к жёлтому кружку валидатора в наземном транспорте или в метро. При загорании зелёного сигнала проходите. Спишется 30 рублей в метро или 29 на трамвае.

Мегафон Мобильный билет как работает

Аналогично сервису платежей электронной транспортной картой «Тройка».

Как отключить? Для отключения авто-пополнения баланса сервиса «Мобильный билет», отправляете СМС на номер 3210 «off».

Как подключить? Для включения авто-пополнения баланса сервиса «Мобильный билет», отправляете СМС на номер 3210 «on».

Как пополнить? Для ручного пополнения баланса отправляйте SMS на номер 3210 с текстом «oplata 30» и счет пополнится на 30 рублей.

Как проверить баланс? Отправляя на номер 3210 SMS сообщение «баланс», или в SIM-меню смартфона: «Мобильный билет» выбрав «Баланс».

Как подключить сервис «Мобильный билет» МегаФон? то просто произведите замену симки в ближайшем офисе оператора. Продавцы-консультанты активируют данную опцию совершенно бесплатно (не забудьте при обращении в офис свой паспорт, заодно отключите все ненужные платные услуги). Установив в смартфон новую SIM-карту с «Мобильным билетом» Вы получите SMS вопрос для подключения услуги. Ответьте SMSкой с цифрой «1», не отвечая на этот запрос Вы откажитесь от активации услуги.

Повторимся, что отключить опцию возможно в любой момент отправив сообщение c текстом «off» на номер 3210.

Не работает Мобильный билет МегаФон

Включите смартфон - иногда вырубается или просто разряжен. Услуга доступна только столичным абонентам - в роуменге не заработает. Приехали погостить в столицу - подключите столичную симку и пользуйтесь, если смартфон поддерживает эту услугу. Дойдите до офиса и проконсультируйтесь.

"МегаФон" уже тестирует услугу оплаты проезда в петербургском метрополитене с помощью мобильного телефона абонента. Ознакомиться с условиями оказания услуги сервиса "Мобильный билет" МегаФон можно на сайте мобильного оператора кликнув



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!