Ремонтируем старый холодильник. Холодильник включается, но «не холодит»

Бытовая техника в разнообразном ассортименте наполняет жизнь каждого современного человека. Есть приборы, без которых легко можно обойтись, хоть они и делают нашу жизнь проще, а есть те приборы, жизнь без которых невозможна. Как известно, вся техника имеет свойство ломаться, но большее огорчение наступает в тот момент, когда ломается очень нужная техника, ремонт которой, зачастую стоит очень дорого, а приобретение нового и того больше. Речь пойдет о холодильнике – приборе, который есть в каждом доме, и поломка которого огорчит любого хозяина.

Мало кто знает, что отремонтировать холодильник можно без обращения в сервисный центр. За то время, которое холодильники живут в нашем доме, многие мастера накопили успешный опыт устранения самых распространенных неполадок, которые возникают в процессе эксплуатации. Главным достоинством современного оборудования, генерирующего холод, является его устройство, в котором под силу разобраться даже не опытному мастеру.

Образование холода

Естественно, перед тем, как приступать к ремонту, необходимо понять, как работает бытовой прибор. Самое главное, что есть в холодильнике – это агрегат, вырабатывающий холод. Производство холода в камере выполняется за счет основных трех составляющих, которые соединены друг с другом системой трубопровода: испаритель, компрессор и конденсатор. Внутри замкнутой системы находится хладогенерирующий газ. Ранее для этих целей использовался фреон-12. Однако в современных бытовых приборах, в качестве охлаждения, принято использовать более безопасные вещества, способствующие выработке холода.

Охлаждение стенок холодильника происходит благодаря компрессору, который при помощи электрического мотора выкачивает охлаждающий газ, а с помощью конденсатора происходит нагнетание газа. Система радиаторов охлаждает газ и переводит его в жидкое состояние с последующим его возвращением в испаритель. Как следствие непрерывный цикл позволяет обеспечить постоянное испарение.

Цикл охлаждения

Для того чтобы сократить потребление электроэнергии, а также увеличить срок эксплуатации прибора, сократить износ механических деталей холодильного агрегата, прибор оснащен большой и массивной дверью, которая выполняет защитную (изолирующую) функцию камеры холодильника от внешних воздействий. Двигатель компрессора не работает постоянно за счет специальной системы, которая контролирует включение и выключение холодильника, позволяя сохранить в нем желаемую температуру.

Контроль температуры внутри бытового прибора осуществляется посредством температурного реле, которое работает в правильном режиме, постоянно контролируя включение и отключение компрессора. Это происходит в те моменты, когда температура внутри холодильника опускается или поднимается выше заданных параметров. Автоматические механизмы предназначены для создания непрерывного цикла работы.

В тот момент, когда холодильник вырабатывает холод, мотор компрессора движется на номинальной мощности, через основную сеть проходит электрический ток, подаваемый из электросети через температурное реле, посредством замкнутых контактов. В это же время реле, включающее функцию «оттаивание», находится в положении замкнутых контактов. В результате этого образовывается замкнутая рабочая цепь. Электроэнергия, которую потребляет работающий холодильник, равна номинальной мощности, узнать которую можно в инструкции или техническом паспорте.

При понижении температуры внутри холодильника, поступает сигнал на реле, и контакты размыкаются, и происходит выключение двигателя компрессора. Соответственно повышение температуры влечет за собой замыкание контактов и включение компрессора.

Далее происходит следующее: когда запускается мотор компрессора, а двигатель холодильника не крутится, происходит пусковой запуск, в момент которого потребляемое количество электроэнергии увеличивается в несколько раз. На такие изменения дает реакцию пусковой механизм реле, вследствие чего происходит замыкание контактов. Когда произошло смыкание контактов, пусковая обмотка двигателя подключается к сети электроэнергии, а после начала вращения двигателя, потребляемая мощность понижается с пусковой мощности до номинальной мощности. Стоит отметить, что запуск двигателя, в холодильнике, который исправен, происходит за считаные секунды.

В свою очередь, при поломке бытового прибора и невозможности запуска двигателя с первого раза, происходит нагревание биметаллической пластины. Процесс длится около 15 секунд, после чего пластина размыкается и разрывает цепь. Последующее поступление тока будет только после полного остывания пластины и последует еще одна попытка запустить двигатель. При неудаче снова произойдет размыкание цепи.

Таким образом, автоматика холодильника начинает работать в момент запуска.

После подробного изучения принципа работы холодильника, можно приступать к определению неисправностей, а также к поиску методов их устранения. Необходимо четко понимать, какая поломка возникла, а также трезво оценивать шансы ее исправления собственными руками.

По сути, все поломки, которые встречаются в холодильниках, можно распределить на две части:

  • не выполняется охлаждение внутренней камеры холодильника, при том, что двигатель нормально запускается. В такой ситуации причину поломки следует искать в основных составных частях агрегата;
  • холодильник не включается, или включается на непродолжительное время, после чего происходит его выключение. При такой поломке причина кроется в неисправности электрической схемы бытового прибора.

Дело мастера боится:

именно так, помощь специалистов по ремонту холодильников необходима в первом случае, в силу того, что дома починить неисправность не получится. Возможно, в холодильнике произошла утечка хладогенерирующего газа, которая является следствием потери герметичности. К тому же, может возникнуть необходимость полной замены основных рабочих систем.

Дела домашние:

если у вашего прибора поломался какой-либо электрический механизм, скорее всего, неисправность можно будет устранить без помощи специалистов. Естественно, первым делом необходимо продиагностировать поломку и определить, возможно ли ее устранить без замены основной части.

Инструменты и диагностика

Итак, определив, что поломка относится ко второй группе, необходимо вооружиться инструментами: универсальным тестером и отверткой, скудный набор, но довольно эффективный. Первое, что необходимо сделать – определить качество напряжения в сети. При высоком качестве его показатели будут равны 220 Вольт все что ниже, может повлечь отказ в работе прибора.

Затем необходимо тщательно осмотреть шнур и сетевую вилку, благодаря которым обеспечивается необходимый контакт. Они не должны иметь повреждений, переломов, не должны искрить или нагреваться.



После этого нужно проверить компрессорные клеммы, они также должны иметь надлежащий вид. Здесь следует проверить напряжение, и при его хорошем качестве выключить холодильник из розетки. Далее все манипуляции происходят только в отключенном состоянии.

Также необходимо провести осмотр самого компрессора. Он находится внизу задней части бытового прибора. Компрессор не должен иметь каких-либо повреждений, при их наличии можно будет определить место поломки.

После осмотра визуального, следует переходить к проверке целости обмоток, в том же районе располагается реле, отвечающее за пуск холодильника. Перед осмотром нужно провести отсоединение гибких проводов. Обычно клеммы имеют соответствующие обозначения, говорящие об их назначении.

Чтобы проверить цепь обмотки на целостность, необходимо перевести тестер в режим омметра, затем закрепить свободный провод за тестер, а другим концом тестера проверить остальные выводы. Кроме этого диагностику следует выполнять также попарно. В случае если тестер не показывает, каких либо движений (отклонений стрелки) существует вероятность повреждения обмотки цепи или замыкания. Если это подтвердилось, нужно поменять двигатель компрессора.

Также необходимо проверить цепи управления. Сделать это можно путем замыкания двух проводов, отсоединенных от реле, и проверить контакт между проводами и вилкой включения. Если контакт обнаружен, значит, шнур, рее оттаивания и температурный датчик в исправности. При отсутствии контакта каждый блок проверяется отдельно, с целью определения неисправностей.

Если на шнуре или около вилки есть перегибы, то их необходимо хорошо осмотреть, как показывает практика, часто в этих местах и находится поломка.

Осмотр мелких деталей

Довольно часто причина поломки кроется в небольших деталях, в результате неисправности которой, нарушается целостная работа системы всего агрегата.

Температурный датчик

Для проверки этой детали, а также регулятора оттаивания, необходимо их сначала снять и отсоединить проводку. Сделать это можно при помощи отвертки. При помощи тестера проверить каждый провод, при наличии замыкания – датчик неисправен и требуется замена.

Если не работает функция оттаивания, можно просто установить перемычку. Делается она металлическим жучком. Единственное, что стоит отметить, такой способ подходит только для старых моделей холодильников. В противном случае, если не контролируется заморозка, может произойти более серьезный сбой. Это связано с тем, что прибор будет работать без контроля отключения, делать это нужно будет вручную. При установке жучка, необходимо сделать все возможное, чтобы устранить неполадку и снять его как можно быстрее.

Температурный датчик при поломке подлежит замене.

Замена терморегулятора холодильника

Самостоятельный ремонт

Если в течение полной диагностики было установлено, что цепь работает нормально и не имеет обрывов, следует проверить реле пуска и защиты. Сделать это можно путем съема крышки. Снять ее можно, только если высверлить алюминиевые заклепки, после этого крепление крышки выполняется посредством специальных винтов и гаек.

На холодильниках старого образца такая крышка крепится при помощи защелок, которые отодвигаются отверткой и крышка снимается.

Наибольшая проблема реле – обгорание контактов пары, также может заклинить сердечник в катушке, ломается шток и клинит пружину. Первое, что нужно сделать, чтобы исправить поломку, нужно для начала достать катушку, ее крепление происходит на защелках. После этого из катушки необходимо извлечь сердечник и контакты со штоком. Следующим шагом выполняется очистка деталей от грязи и пыли. Можно использовать спиртовую пропитку и мягкую ткань. При необходимости сердечник зачищается наждачкой или напильником, для обеспечения свободного хода в канале катушки. Также зачистке подлежат все контакты.

Довольно часто следствием поломки реле пуска и защиты является поломка штока. Заменить заводской шток (пластмассовый) можно на самодельный шток. Делается он из гвоздя размером 5х35 миллиметров, к тому же деталь из металла прослужит дольше, чем пластмассовая.

После установки штока реле пуска и защиты собирается в порядке, обратном разборке, устанавливается на место, и подводятся контакты.

Как можно видеть, ремонт холодильника, при поломках второй группы, зачастую, не требует помощь специалиста. Достаточно всего лишь разобраться в схеме вашего бытового прибора и оценит свои способности. Если вы чувствуете, что вам не под силу починить даже элементарную поломку, рекомендуется отвезти ваш бытовой прибор в сервисный центр или вызвать специалиста на дом. Можно проследить за его действиями и последующие поломки такого типа, если такие возникнуть, устранять самостоятельно.

В любом случае, каждый самостоятельный ремонт должен быть обдуманным, возможно вы больше повредите холодильник, чем почините, и придется покупать новый, что повлечет большие финансовые затраты.

Ремонт холодильника Замена компрессора на холодильнике

Далеко не каждый потребитель знает, что ремонт любой домашней техники, в том числе и холодильника, можно производить самостоятельно, не обращаясь в сервисный центр. Разобраться с несложными поломками под силу даже начинающему мастеру. Сегодня мы попробуем разобраться, как своими руками заменить терморегулятор холодильника. А также поговорим о том, что это за устройство и каковы его характеристики и назначение?

Что такое терморегулятор и зачем он нужен

Для начала разберемся, что же это, собственно, такое. Термостат - это такой прибор, который контролирует t˚C в вашем рефрижераторе и подает сигналы компрессору, заставляя его включаться и выключаться в зависимости от степени охлаждения в камере. Работает он очень просто. Терморегулятор - это реле. На одной его стороне расположена особая герметично запаянная трубочка, наполненная фреоном. С другой стороны - контакты электроцепи, с их помощью происходит управление компрессором.

Принцип работы

Работает все очень просто. Конец капиллярной трубки крепится на испаритель. Поскольку она наполнена хладагентом, например, фреоном, то при повышении t˚C внутри холодильной камеры давление в ней возрастает. От этого замыкаются соответствующие контакты реле и включается компрессор. Через некоторое время t˚C в холодильном отсеке понижается, давление в трубке сильфона падает и контакты размыкаются. Компрессор выключается.

Еще одной важной составляющей терморегулятора является пружинка, сжимающая и разжимающая его контакты. Именно от нее зависит, как и когда они будут срабатывать. Например, для того чтобы разомкнуть контакты при маленьком давлении в системе (низкой t˚C) нужно меньше усилий, для большого - больше. Сила натяжения пружинки регулируется при помощи ручки переключения терморегулятора. Именно так в холодильнике «Атлант» и других моделях с механическим управлением изменяется температурный режим.

В некоторых моделях рефрижераторов установлен электронный терморегулятор. Он состоит из температурного датчика и модуля управления. В современных моделях может быть установлено несколько датчиков, для каждой зоны охлаждения. Если ваш холодильник имеет электронный режим управления температурой, для его ремонта могут понадобиться специальные знания.

Где искать терморегулятор холодильника

Ну вот, устройство и характеристики прибора мы разобрали, переходим к следующему вопросу. Чтобы своими руками произвести ремонт терморегулятора, его для начала нужно найти.


Сделать это несложно. Терморегулятор всегда связан с ручкой или кнопкой установки температурного режима в камере. В зависимости от модели холодильника, терморегулятор может быть установлен:

  • внутри холодильной камеры;
  • снаружи холодильника.

Внутри

Такое расположение характерно для более ранних моделей холодильников марки «Атлант» и других. Если открыть холодильную камеру можно увидеть небольшую пластиковую коробочку, размещенную на одной из панелей. Это и есть терморегулятор. Чтобы добраться до него, нужно просто снять ручку переключения температуры и открутить защитный корпус.

Снаружи

Современные холодильные агрегаты устроены немного иначе. В них необходимое нам устройство размещено за пределами камеры холодильника. Обычно он расположен в верхней части рефрижератора, над дверью. Но может быть и в другом месте.
В любом случае принцип один - регулятор температуры находится там же, где и ручка переключения. Чтобы до него добраться, нужно снять все защитные детали.

Признаки поломки температурного реле

  • холодильник работает без остановки и не отключается самостоятельно;
  • агрегат начинает сильно морозить в холодильном отсеке, там, где в нормальном режиме должна быть хоть и невысокая, но все же плюсовая температура;
  • рефрижератор самопроизвольно отключается и больше не подает никаких звуков.

Причиной каждой из этих неисправностей может быть регулятор температуры. Чтобы не тратить деньги на вызов специалиста, постараемся устранить поломку своими руками.

Холодильник не отключается самостоятельно

Чтобы наверняка убедиться в том, что причиной неисправности холодильника «Атлант» или любого другого является именно регулятор температуры, нужно поступить так:

  • отключите рефрижератор от сети электропитания;
  • выньте из него все продукты и хорошо разморозьте;
  • передвиньте ручку термореле в положение «Max» или включите заморозку, если таковая имеется;
  • на среднюю полку холодильного отсека (не в морозилку) поместите термометр, лучше всего, если он будет иметь и отрицательную шкалу измерения;
  • включите холодильный агрегат (пустой, без продуктов);
  • подождите 2 часа, после чего быстро достаньте термометр и оцените его показания.
    На «градуснике» вы должны увидеть хотя бы 6–7˚С. Если это не так, ремонт неизбежен. А если термостат в вашем холодильнике электронный, то своими руками ремонт осуществить вряд ли получится.

Отключился и молчит

Тут может быть всего 3 причины:

  • сломан терморегулятор;
  • перегорело реле пуска мотора;
  • сгорел двигатель холодильного агрегата.

Две последние причины, конечно, очень серьезные. Но нас сейчас интересует именно первая. Чтобы убедиться в том, что вам нужно заменить именно термореле, его необходимо проверить:

  • отключите холодильник от сети;
  • найдите место расположения термореле и снимите защитные кожухи;
  • внимательно осмотрите прибор.

Чаще всего регулятор температуры имеет три-четыре разноцветных провода. Один из них обычно желтого цвета с продольной зеленой полосой. Это заземление. Оно нам не понадобится, так что уберите его в сторону, чтобы случайно не зацепить. Все провода, которые подходят к корпусу термореле, замкните между собой напрямую. Если после включения холодильника в сеть вы услышите ровное гудение двигателя, значит, из строя вышел именно регулятор температуры и вам придется заменить его на новый.
Кстати, провода, подходящие к терморегулятору, имеют такое назначение:

  • оранжевый, красный или черный - соединяет термостат с мотором;
  • коричневый - ноль, провод, ведущий в розетку;
  • белый, желтый или зеленый - ведет к лампочке, показывающей, что холодильник включен;
  • полосатый желто-зеленый - заземление.

Снежная шуба в холодильной камере

Если вы обнаружили такую неприятность, причиной тому могут быть несколько факторов. Так что для начала нужно проделать все действия, описанные в первом пункте. Если показания термометра были +6˚С или меньше, быстро поворачиваем ручку настройки терморегулятора до момента отключения холодильника.
Если рефрижератор отключился - все в порядке. Нет? Предстоит его замена. В том случае, когда холодильник отключился, оставляем его работать без продуктов не менее чем на 5–6 часов. После этого начинаем засекать промежутки времени между включением и отключением компрессора. У правильно работающего холодильного агрегата этот период должен составлять примерно 40 минут. Если у вас получилось меньше, немного «добавьте» холода, то есть поверните переключатель немного вправо, по часовой стрелке.
Если все прошло хорошо, можно загружать продукты. Нет? Регулятор температуры придется все же заменить.

Порядок замены температурного реле

Ремонт термореле своими руками много времени не займет. Для примера возьмем холодильник торговой марки «Атлант»:

  • снимаем накладку верхней петли и откручиваем находящиеся под ней болты;
  • снимаем дверь холодильного отсека;
  • далее, снимаем заглушку в крыше холодильника и выворачиваем один винт (чаще всего он имеет встроенный шестигранник);
  • выкручиваем саморезы, удерживающие крышу (расположены сзади) и снимаем ее;
  • снимаем ручку регулятора температуры;
  • вынимаем регулятор температуры, открутив 2 самореза, которыми крепится кронштейн;
  • меняем узел на новый и производим все действия в обратном порядке.

В принципе, где бы ни находился терморегулятор, ремонт его выгладит примерно одинаково:

  • добраться до детали;
  • отсоединить капиллярную трубку от тела испарителя;
  • осторожно вытянуть ее из корпуса;
  • отсоединить само реле;
  • осторожно вставить новую сильфонную трубку и надежно закрепить ее на испарителе;
  • подключить все необходимые провода и прикрепить реле на место.

Если вы делаете подобную работу впервые, фотографируйте каждый свой шаг на телефон или фотоаппарат. Фото очень помогут при сборке, если вы забудете что и куда присоединялось.

Содержание:

В каждой квартире и частном доме имеется холодильник, работающий без перерыва, и нередко ломающиеся в самый неподходящий момент. Чаще всего требуется серьезный дорогостоящий ремонт, а то и полная замена вышедшего из строя оборудования. Многие обращаются в сервисные центры, однако некоторые домашние мастера успешно выполняют ремонт холодильника своими руками. В этом случае необходимо хорошо представлять себе устройство агрегатов, иметь навыки обращения с инструментами и точно соблюдать установленный порядок действий.

Как выявить неисправность

Прежде чем приступать к самостоятельному ремонту холодильника, нужно точно установить причину поломки. При правильной диагностики не придется разбирать весь холодильник, а сразу получить доступ к месту неисправности.

Порой определить причину неполадки очень сложно, а еще трудней самостоятельно отремонтировать вышедшее из строя оборудование. Если вызвать мастера по ремонту холодильника сервисного центра «Холод Групп», то работа устройства будет восстановлена в кратчайшие сроки с предоставлением официальной гарантии. Для тех, кто предпочитает устранять неисправности своими руками, будет полезной информация о самостоятельном ремонте холодильника.

Холодильник перестал замораживать продукты , или рабочая температура недостаточна для их нормального хранения. Тут, скорее всего неисправен компрессор или регулировки выставлены неправильно, с нарушениями.

Холодильник не включается . Это может произойти по разным причинам. Например, нередко неисправной оказывается вилка или кабель, который перегнулся или получил механические повреждения. Такие неисправности легко устраняются собственноручно, достаточно выполнить замену поврежденной детали. Работа холодильника нередко прекращается из-за проблем в электрической сети. Для нормальной работы агрегата требуется напряжение 190 вольт и выше. Если это условие не соблюдается, устройство просто не будет включаться. Данная проблема не является поломкой так как в этом случае просто срабатывает защитный механизм. Решить вопрос можно путем установки стабилизатора напряжения.

Не работает кнопка включающая функцию размораживания . Иногда она западает или совсем перестает работать. В результате, это приводит к невозможности размораживания или отмены уже начавшейся разморозки. В этом случае старая кнопка удаляется, и заменяется новым элементом.

Серьезное внимание уделяется проверке электрических цепей. Вполне возможно, что отсутствие холода связано с окислением контактов, которые требуется почистить. Данная проблема чаще всего появляется в результате попадания влаги и при длительном использовании оборудования. Из-за этого все соединения окисляются и контакт пропадает. Такая поломка устраняется путем обычной зачистки клемм и агрегат вновь начинает холодить.

Быстро обнаружить неисправность поможет электрическая схема холодильника. Обнаруженные неисправные детали, например, пусковое реле, обычно не ремонтируются, а подлежат замене.

Общие принципы ремонта холодильников разных марок

Большинство отечественных холодильников имеют похожее устройства и, соответственно, у них возникают одни и те же проблемы. Как правило, все неисправности заключаются в слишком сильной заморозке, или в ее полном отсутствии. По большому счету они затрагивают и зарубежные модели, поэтому принципы и правила проведения ремонта будут одинаковыми для всех.

Отсутствие холода чаще всего связано с утечкой фреона из системы охлаждения и компрессора. Обычно эта неполадка становится заметна невооруженным глазом. Если же утечку визуально обнаружить не удалось, необходимо выполнить следующие действия:

  • На компрессоре нужно найти специальную запаянную трубку и через нее произвести откачку фреона.
  • Вместо фреона закачивается воздух под невысоким давлением.
  • В месте повреждения будет слышно характерное шипение, которое и будет означать утечку. Данное место следует запаять, поскольку другие методы тут непригодны.

Иногда в холодильниках марки Индезит заморозка становится слабой. Это происходит в результате замораживания каналов для отвода и подачи воздуха. Устранить данный дефект очень легко путем обычной разморозки агрегата.

Бывает терморегулятор функционирует нормально, а холода для заморозки продуктов не хватает. Эта проблема касается любых марок холодильников. Если компрессор исправен и работает в нормальном режиме, следовательно, причиной могут стать резиновые прокладки, установленные между камерой и дверями. Изношенные уплотнения просто не обеспечивают необходимую герметизацию холодильного отделения. В результате образовавшегося зазора холод постепенно уходит наружу. Проблема решается путем замены старых уплотнений на новые. Крепление осуществляется с помощью эпоксидной смолы или клея.

Если холодильники, наоборот, начинают очень сильно морозить. Чаще всего это происходит из-за неправильной настройки терморегулятора, когда сбиваются заводские установки. Ситуация исправляется путем регулировок данного реле. Однако эта операция требует квалификации, поэтому для настройки придется вызвать мастера из сервисного центра.

Иногда сильная заморозка появляется в результате утечки хладагента. Это происходит очень редко поскольку во всех остальных случаях компрессор начинает морозить гораздо хуже. В этом случае замена компрессора не требуется, вполне достаточно проведения технического обслуживания.

В процессе эксплуатации могут возникнуть более серьезные проблемы, в целом негативно влияющие на работу холодильного оборудования. Например, при работе холодильника появляется шум и сильная вибрация. Обычно это происходит из-за неправильной установки агрегата, в результате, электродвигателю не обеспечивается нормальный рабочий режим.

Прочие неисправности

Многие неполадки холодильника возникают по причине неправильной установки оборудования. В таких случаях его необходимо правильно переустановить. Данную процедуру следует выполнять в полном соответствии со схемой.

Неисправность в виде неприятного запаха. Это происходит, когда сливной патрубок забивается в процессе длительной эксплуатации холодильника. Патрубок прочищается с помощью воды или сжатого воздуха.

Существуют некоторые отличия в ремонте одно- и двухкамерных холодильников. Во втором варианте может быть большее количество компрессоров, требующих ухода и контроля. Обычно выходит из строя какая-то одна часть, в то время как другая продолжает нормально функционировать.

Таким образом, вполне возможно самостоятельно отремонтировать холодильник. Конечно, более серьезные проблемы смогут решить только специалисты. Но и те неисправности, которые возможно исправить в домашних условиях, позволят существенно сэкономить средства семейного бюджета. Самое главное - внимательно изучить руководство по эксплуатации, а затем руководствоваться им во время проведения ремонта.

Бытовая техника заметно облегчает жизнь каждому занятому человеку, но, к сожалению, она иногда выходит из строя. И холодильники не исключение. В один совсем не прекрасный момент испытанный «белый друг» вдруг ломается.

Хорошо, если он уже отслужил свое. А вот если срок эксплуатации еще далек от завершения лучший выход – обращение к специалистам, которые выполняют ремонт холодильников. Впрочем, в некоторых случаях можно справиться самому.

Неискушенному пользователю может показаться, что все холодильные агрегаты устроены приблизительно одинаково. Однако это далеко не так. По принципу действия выделяют сразу три вида бытовых холодильников.

Прежде, чем приступить к ремонту своего оборудования нужно точно знать, как оно должно работать. Поэтому подробно рассмотрим каждый из этих типов.

Компрессионные холодильники

Для охлаждения камер агрегата в этом случае используется специальная жидкость, которая способна при некоторых условиях переходить из жидкой в газообразную форму и обратно при комнатной температуре.

Это так называемый хладагент. Он закачивается в замкнутый контур, двигаясь по которому выполняет процесс охлаждения. Происходит это следующим образом. Вначале хладагент в жидком виде под давлением впрыскивают в испаритель.

Холодильник — сложный агрегат. К сожалению, отремонтировать его самостоятельно можно далеко не всегда. Если возникли проблемы с ремонтными работами, лучше все-таки вызвать специалиста

Он имеет форму змеевика, чтобы процесс охлаждения проходил как можно эффективнее. Сопло, через которое подается хладагент называется фильера.

В бытовом оборудовании оно представляет собой небольшой фрагмент не профилированной капиллярной трубки. В промышленных моделях, где требуется большая производительность, используют профилированные фильеры.

После того, как хладагент попадает в испаритель, он начинает стремительно расширяться, превращаясь в газ.

При этом он забирает из воздуха определенное количество теплоты, которое соответствует его теплоте парообразования. Таким образом температура в хорошо изолированной холодильной или морозильной камере опускается и все, что находится внутри, охлаждается.

Чаще всего на кухне стоит холодильный агрегат компрессионного типа. Принцип его работы очень прост. Понять его поможет представленная схема

Нормальный процесс испарения будет продолжаться только до тех пор, пока давление внутри испарителя не повысится. По этой причине компрессор непрерывно откачивает пары хладагента и подает их в радиатор.

Это еще один змеевик, внутри которого газообразный хладогент превращается в жидкость. При этом он выделяет тепло, поступающее в воздух. Далее жидкость подается в фильеру и цикл повторяется.

Что можно отнести к достоинствам такой конструкции? Прежде всего, это КПД, приближающийся к 100%. Помимо этого компрессионное оборудование экономично, эффективно и легко поддается регулировкам.

В качестве хладагента в таких агрегатах используются абсолютно безопасные и химически нейтральные составы. Основной недостаток – наличие разъемных соединений, движущихся и трущихся деталей.

Кроме того, холодильный контур имеет механические связи с внешней средой, что требует наличия качественных уплотнений. Есть еще один значимый неприятный момент.

Компрессионные агрегаты не могут длительное время находиться заправленными в неработающем состоянии. В силу конструктивных особенностей контура резко повышается вероятность возникновения микротрещин, через которые впоследствии вытекает хладагент

Абсорбционные холодильники

Конструкция агрегатов абсорбционного типа имеет некоторое сходство с компрессионными аппаратами. Однако ее основным отличием является отсутствие трущихся или движущихся деталей.

Рассмотрим принцип действия таких приборов. В качестве хладагента используется легкокипящий состав, который хорошо растворяется в высококипящей жидкости. Последняя называется абсорбером.

Главное достоинство абсорбционных агрегатов заключается в долговечности и надежности. они лишены трущихся деталей, все жидкости перетекают внутри конструкции самотеком (+)

Аналогично называется и емкость, в которой содержится определенный запас концентрированного хладагента. Отсюда он поступает в термонасос, представляющий собой установленную вертикально трубку из меди, которую подогревает электрическая спираль.

Получившаяся смесь продвигается в дефлегматор. Это радиатор особой конструкции, в котором абсорбер и хладагент разделяются. Первый конденсируется и уходит в парогенератор, а газообразный хладагент направляется сначала в конденсатор, затем самотеком в испаритель.

Здесь происходит процесс охлаждения, аналогичный тому, который протекает в компрессионных агрегатах. После чего поглотивший тепло хладагент всасывается абсорбером и процесс повторяется.

Холодильники абсорбционного типа долговечны и могут годами стоять заправленными и при этом не работать. Благодаря этому их охотно приобретают для дач и других домов с сезонным проживанием

Таким образом, главное достоинство абсорбционных моделей – практически неограниченный срок действия за счет отсутствия движущихся элементов. Однако при этом они недостаточно экономичны, т.к. потребляют примерно в 1,5 раз больше энергии, чем компрессионные.

Кроме того, морозят такие холодильники довольно плохо и медленно. Еще один значимый минус – безопасность.

В качестве абсорбера здесь используется вода, а как хладагент – аммиак. В результате в контуре находится высококонцентрированный нашатырный спирт. При возможной утечке это опасно. Выпускаются модели, работающие на изобутане или пропане, но это еще более опасно.

Учитывая, что абсорбционные агрегаты могут храниться выключенными в заправленном состоянии сколь угодно долго, их охотно приобретают для использования в домах с сезонным проживанием.

Веский минус абсорбционных холодильников заключается в неэкономном расходе энергии: модели для авто способны разрядить аккумулятор за несколько часов. Потому в некоторых мобильных моделях используется система переключения на газ, на который обычно переходят на стоянке (+)

Холодильники полупроводникового типа

Это мало распространенные устройства, принцип действия которых основывается на эффекте Пельтье.

Он заключается в том, что спай разнородных проводников при пропускании через него электрического тока в одном направлении разогревается, а в другом – замораживается, компенсируя разогрев другой стороны. Таким образом можно получить температуру до -40С и даже еще ниже.

В основе работы полупроводникового холодильника лежит эффект Пельтье. На рисунке схематично показана работа полупроводниковой батареи

Однако у системы есть значимые недостатки. Прежде всего, это высокий расход электроэнергии. Он намного выше, чем у малоэкономичных абсорбционных приборов. Кроме того, элементы Пельтье имеют ограниченный ресурс.

При этом полупроводниковые холодильники нечувствительны к механическим воздействиям, быстро и эффективно замораживают продукты. При необходимости возможно переключение направления тока, что позволяет быстро разморозить систему.

К плюсам термоэлектрических холодильников относят нечувствительность к ударам, отсутствие змеевика с хладагентом, который может протечь из-за появления микротрещин на трубках. Они оперативно размораживаются и так же набирают рабочую температуру

Самостоятельный ремонт: что можно, а что нет?

Чтобы отремонтировать свой холодильник, а не окончательно сломать его, нужно точно знать, какие участки системы можно починить самостоятельно, а какие лучше не трогать. В любом холодильном агрегате можно выделить четыре контура:

Холодильная система

К ней относится собственно охлаждающий контур, включая змеевики. Это наименее пригодная для самостоятельного ремонта часть агрегата.

Неквалифицированный ремонт чаще всего заканчивается необходимостью покупки нового агрегата.

Система терморегуляции

Именно здесь чаще всего возникают поломки. Ремонт чаще всего возможен, но желателен опыт проведения подобных работ.

Нужно понимать, что самостоятельная починка потребует наличия запасных частей, которые не всегда есть в свободном доступе. Скорее всего их придется заказать в специализированном интернет-магазине и некоторое время ждать доставки. По этой причине, возможно, более правильным решением будет вызов специалиста.

Термостаты холодильников с электронным управлением связаны с платой, для их ремонта нужны навыки и знания электронщика. А вот механический терморегулятор можно поменять собственноручно (+)

Механическая система

Включает уплотнения, крепления полок, крышек, подвес дверец и компрессора и тому подобное. Собственно ремонт обычно несложен и может быть выполнен даже самым неопытным домашним мастером.

Обычно он состоит в регулировке дверцы, замене уплотнителя, закреплении полок. Специальных знаний здесь не требуется.

Система электрики

Представляет собой электрическую схему, обеспечивающую нормальную работу холодильного агрегата. Включает проводку, несколько реле, электродвигатель и т.п.

Электрическая схема холодильного агрегата, особенно если он старый, довольно проста. Если есть определенные знания в области электрики при необходимости можно исправить почти любую поломку

Вполне ремонтопригодна. Для работы потребуется тестер, паяльник и некоторые знания в области электричества. В этой системе можно исправить почти любую поломку.

Распространенные неполадки холодильников

Прежде, чем диагностировать неисправность, следует определиться с типом своего холодильного оборудования.

Абсорбционные модели самостоятельно ремонтировать строго запрещено. Связано это с высокой опасностью утечки токсичного хладагента. Кроме того, работы с таким оборудованием крайне сложны

Термоэлектрические агрегаты ломаются крайне редко. Самая частая поломка – окончание ресурса работы батареи термоэлементов.

Заменять ее, скорее всего, нет смысла, поскольку ее стоимость вполне сопоставима с ценой самого агрегата.

Помимо этого иногда в таких холодильниках обгорают контакты, что сможет починить даже неопытный мастер. Гораздо больше проблем с компрессионными моделями. Если не работает такой холодильник, причин может быть много. Поговорим о самых часто встречающихся.

Если при включении прибора в сеть он не работает, возможно, «виновата» цепь подачи питания. К ней относятся розетка, вилка, сетевой шнур, разъемные контакты в компрессорном отсеке.

Возможно, проблема в защитном реле или термостате. Последние для выяснения причины следует «прозвонить» тестером. При поломке сигнала не будет.

Если подающая питание сеть полностью исправна, а при запуске не включается компрессор или запускается, но тут же глохнет, проблема, скорее всего, в пускозащитном реле.

В испарительных агрегатах довольно часто причина проблем кроется в компрессоре. Это достаточно сложное устройство, его ремонт лучше доверить мастеру (+)

В почти аналогичной ситуации с исправной сетью на запуск компрессора уходит от трех до пяти секунд или он начинает работу не с первой попытки включения, следует искать проблему в пусковом реле.

Агрегат плохо морозит, но исправно реагирует на сигналы терморегулятора. При этом компрессор нагревается, дрожит, срабатывает защита от перегрева. Реле термозащиты и пуска полностью исправны.

Следует продиагностировать рабочую обмотку мотора компрессора на предмет обнаружения межвиткового замыкания. Если витковое КЗ возникает в пусковой обмотке, тогда компрессор не будет запускаться вообще. При этом реле термозащиты и пуска будут исправны. В обоих случаях потребуется замена мотора.

Конструкция теплозащитного и пускового реле, объединенного в один узел, типична для большинства бытовых холодильников. Слабыми местами узла являются контакты, которые периодически нужно чистить от пыли и нагара, и канал сердечника (+)

Еще одна неисправность. Агрегат морозит очень сильно, при этом компрессор работает без перерыва либо его работу прерывает срабатывание термозащиты. Оборудование практически не реагирует на термостат, только поворот ручки на положение «0» останавливает компрессор.

Последний шумит намного больше, чем обычно. При этом счетчик показывает, что расход электричества намного превышает привычный объем. Все это указывает на залипание пускового реле. Это достаточно опасное для компрессора состояние, поскольку ведет к его перегреву и перегоранию.

Если агрегат морозит плохо, терморегулятор при этом выставлен правильно. К моменту отключения компрессора конденсатор нормально прогрет, так, что руку приходится отдергивать.

Чаще всего проблема кроется в неисправном терморегуляторе. Его нужно будет заменить. В некоторых случаях возможно и отремонтировать. Так же сломан терморегулятор и в том случае, если агрегат включается, но морозит слишком слабо либо сильно.

Так называемые «капельные» холодильники довольно часто имеют проблемы по причине засора в дренажной системе

На положение ручки терморегулятора не реагирует. При этом нагрев конденсатора и гул компрессора в норме.

Агрегат функционирует на коротком цикле, что характеризуется частыми отключениями компрессора. При этом морозит плохо, а конденсатор в момент отключения компрессора не успевает толком нагреться. Причина такой неисправности – поломка теплозащитного реле или термостата.

Оборудование функционирует на длинном цикле, иногда даже непрерывно. В морозильнике появляется наледь на участке трубки, подающей хладагент. При этом с противоположной стороны лед отсутствует. Ситуация стабильна и не изменяется.

Причина поломки в данном случае – утечка хладагента. Скорее всего где-то образовалась микротрещина. Следует провести диагностику контура с целью ее обнаружения и перезаправка системы.

При обнаружении утечки хладагента следует выявить микротрещину в трубках агрегата, устранить ее, загерметизировав проблемное место, и вновь заправить холодильник

В некоторых случаях возможен долив фреона. Все это крайне не рекомендуется выполнять самостоятельно. Если холодильник совсем не морозит, причиной может стать отсутствие хладагента в контуре. В этом случае при его включении можно будет ощутить сильную вибрацию, компрессор начнет стучать и звенеть при работе.

Самостоятельному ремонту не поддается. В некоторых случаях ремонтные работы могут стоить дороже нового агрегата, что нужно учесть.

Оборудование работает только на коротком цикле и при этом сильно морозит. Настораживает звук работающего компрессора. Он слишком громкий, как бы чавкающий или всхлипывающий.

Причина чаще всего кроется в неквалифицированном обслуживании агрегата. При заливке хладагента его оказалось слишком много, что привело к подаче в компрессор не паров, а более концентрированного «тумана» из фреона.

Заливка слишком большого количества хладагента недопустима. «Влажная» работа приводит к порче трубок и выходу из строя компрессора, что может закончиться покупкой нового агрегата

Это крайне опасно для целостности трубок и компрессора. Поэтому требуется срочно вызвать мастера. Агрегат морозит слишком сильно. Настолько, что приходится выставлять флажок термостата в положение не выше 4.

При этом компрессор быстро нагревается и сильно шумит, может присутствовать запах плавящейся изоляции. Так проявляет себя ослабшая пластинка из биметалла, расположенная в теплозащитном реле.

Сильная вибрация, излишний шум компрессора, но в остальном все в норме. Следует проверить подвес компрессора и при необходимости его отрегулировать. Если это не помогло, значит причина заключается в его повышенном износе.

Придется подумать о замене компрессора. Слишком сильно обмерзающая морозилка указывает на проблемы с герметичностью дверцы или на некачественную теплоизоляцию. В последнем случае ремонт крайне сложен или даже невозможен.

Основы диагностики и простой ремонт

Разберем самые простые операции, которые необходимо провести для тестирования холодильника. Начать стоит с определения качества напряжения сети. Оно должно строго соответствовать 220 В. Меньшие значения вполне могут стать причиной отказа в работе агрегата.

Следует осмотреть так же и сетевую вилку со шнуром. Загибов, заломов, повреждений быть не должно. Если элементы греются или искрят это явный признак неблагополучия.

Начать ремонт холодильника следует с визуального осмотра и диагностики. так можно выявить проблемы, о которых владелец даже не подозревал

Проверяются клеммы компрессора, которые должны находиться в рабочем состоянии. После этого нужно с помощью тестера проверить достаточное ли напряжение прибор получает от сети.

Убедившись в том, что оно надлежащего качества, устройство обязательно отключается от питания. Теперь нужно внимательно осмотреть компрессор, расположенный в нижней части агрегата. Здесь не должно быть видимых повреждений.

Если визуальный осмотр не дал результатов, переходят к тестированию обмоток двигателя. Для начала отсоединяют провода, руководствуясь при этом обозначениями на клеммах

Для проверки обмотки тестер переключается в режим омметра. Один конец провода закрепляется на тестере, после чего поочередно проверяются выводы. Проводится и парная диагностика. На замыкание или повреждение обмотки укажет отсутствие движений стрелки тестера.

Далее проверяют цепи управления. Для этого от реле отсоединяют провода и замыкают их, а потом проверяют наличие контакта между ними и вилкой включения. Наличие такого контакта свидетельствует о том, что реле, шнур и термодатчик исправны.

При обнаружении проблемы придется по отдельности проверять каждый блок. Для тестирования термодатчика его снимают и отсоединяют провода.

Из обычного гвоздя можно изготовить шток для подвижных контактов реле. Обычно эта деталь выполняется из пластика и часто ломается. На схеме показано как это можно сделать

Далее подлежит проверке каждый из проводов, при наличии замыкания делается вывод о неисправности детектора. Его следует заменить. Если же цепь управления работает нормально, обрывы отсутствуют, проверяются реле защиты и пуска.

Чтобы получить доступ придется снять крышку. У старых моделей она крепится на защелки, у новых – на заклепки. Их нужно аккуратно высверлить, а после осмотра закрепить крышку на винты.

Самые частые поломки этого узла – заклинивание пружины или сердечника в катушке, обгорание контактов или поломка штока. Все это вполне можно исправить. Для начала катушка снимается с защелок, из нее вынимается сердечник и шток с контактами.

В более сложных для обеспечения свободного хода с сердечником придется поработать наждачкой или даже напильником. Зачищаются и все контакты.

Если оказалось, что сломан шток, а это бывает часто, поскольку он представляет собой стержень из пластмассы, его можно заменить отрезком обычного гвоздя. После ремонта узел собирается в обратном порядке, ставится на место и подключается.

Выводы и полезное видео по теме

Как правильно заменить терморегулятор в холодильнике:

Особенности системы «No Frost»:

Ролик-руководство по замене компрессора:

Починить свой холодильник самостоятельно непросто. Это сложный агрегат, работа с которым требует специальных знаний. Неопытный мастер вряд ли сможет выполнить все необходимые ремонтные работы правильно и без ошибок.

К сожалению, даже небольшие неточности, не говоря уже о крупных просчетах способны полностью вывести аппарат из строя. Тогда уже не придется думать о ремонте. Нужно будет искать средства на приобретение нового холодильного агрегата.

Осуществить ремонт холодильника можно собственноручно, но для этого нужно обладать определёнными навыками и знаниями. Важную часть подготовки к ремонту составляет диагностика, а для этого необходимо знать принцип работы холодильника. Попробуем разобраться, как организована схема работы этого распространённого бытового устройства.

Схема работы холодильника

Холодильник можно поделить на три большие составные части. Выход из строя одного блока делает неработоспособным весь холодильник, но не влияет на рабочее состояние других элементов. Морозильный аппарат состоит из испарителя, конденсатора и компрессора. В состав компрессора входит реле и мотор.

Система работы имеет замкнутый характер. Хладагент выкачивается из испарителя при помощи компрессора, а затем подаётся им под воздействием высокого давления в конденсатор. В конденсаторе он подвергается охлаждению, способствующему переходу из газообразного состояния в жидкое, а затем вновь перемещается в испаритель, стекая естественным путём. Так работа повторяется непрерывно.

В отличие от остальных компонентов, компрессор не находится постоянно во включенном состоянии. Он приходит в рабочее состояние по сигналу от температурного датчика, когда температура в холодильнике превышает допустимую норму. В такому случае реле приводит в движение мотор, вследствие чего компрессор начинает выполнять свою рабочую функцию. Когда температура начинает соответствовать норме, реле отключается.

Первым внешним признаком неправильной работы компрессора является повышение температуры в холодильной камере, вплоть до её размораживания. Прежде, чем приступать к ремонту компрессора своими руками, нужно разобраться, в чём именно состоит неисправность данного устройства. Подобраться к компрессору не так просто — он герметично закрыт кожухом, где находится в масле.

Большинство компрессоров имеют схожее между собой устройство. Главными составляющими являются мотор и пусковое реле. Реле замыкается при поступлении сигнала от датчика и запускает мотор. Если мотор не запускается, то система не функционирует. В большинстве случаев проблема при неработающем компрессоре заключается именно в моторе. В такой ситуации требуется поставить новый мотор, чуть реже нужна полная замена компрессора холодильника. Разберём случаи, когда ремонт и замену компрессора холодильника осуществить проще всего.

Проверка тока и сопротивления

Причиной неисправности может служить кабель, не так редко источником серьёзных проблем становится банальный обрыв. Замена кабеля является самой простой ситуацией из тех, когда может пригодится ремонт. В любом случае, перед началом каких-либо работ своими руками требуется проверить ток и сопротивление, чтобы не получить травму.

Чтобы проверить сопротивление, нужно найти место без краски или немного стереть её своими руками. Приложите мультиметр к контакту и к корпусу, прибор не должен показывать никаких значений, в противном случае дальше делать ремонт компрессора холодильника своими руками достаточно опасно. При дальнейшей работе с мотором и пусковым реле следует соблюдать меры предосторожности.

Для проверки тока необходимо рабочее реле, то есть перед началом испытаний вы должны быть уверены в его работоспособности. Проверять ток удобнее всего мультиметром, где контакт осуществляется клещами. При мощности двигателя в 140 Вт, ток равняется 1,3 Ампера. Соотношение величин остаётся таким же при других показателях мощности двигателя.

Все неисправности в работе устройства можно условно поделить на два вида. В первом случае всё работает на первый взгляд хорошо, то есть мотор гудит, лампочка горит. Причиной может быть утечка хладагента, проверить это достаточно просто своими руками. Достаточно потрогать конденсатор, он должен быть очень горячим. При утечке хладагента конденсатор будет комнатной температуры. Второй распространённой причиной является поломка терморегулятор, то есть сигнал о повышении температуры просто не поступает.

Если холодильник совсем не включается, то в 20% случаев проблема сводится к поломке мотора. Если же мотор исправен, но необходимо произвести ремонт компрессора холодильника своими руками, нужно последовательно проверить главные элементы — термодатчик и реле. Каждое устройство при поломке подлежит замене. Если всё работает хорошо, менять надо сам компрессора, расскажем, как это сделать своими руками.

Как заменить компрессор?

Чтобы осуществить ремонт компрессора своими руками, нужно подготовить соответствующие инструменты:

  • накопитель для фреона;
  • вентили для прокалывания и отбора;
  • горелка.

Компрессор нужно выдвинуть и немного приподнять и надломать заправочную трубу. Устройство запускается на пять минут, в течение которых фреон полностью переходит в конденсатор. Подключается прокалывающий вентиль, к которому подсоединяется шланг от баллона. Вентиль откручивается на 30 секунд, этого времени хватит, чтоб собрать весь газ.

Вместо заправочной трубы необходимо припаять медную, именно для этих целей используется горелка, но можно воспользоваться и обычным паяльником. Затем на капиллярном расширителе делается надрез длинной несколько сантиметров, затем трубка ломается, а фильтр отпаивается от конденсатора.

Теперь нужно полностью отсоединить компрессор от труб (чаще всего их две — для нагнетания давления и отсасывания лишнего газа), то есть компрессор необходимо отпаять. Для установки нового компрессора необходимо повторить все действия в обратном порядке. После всех работ убедитесь, что работает реле. Если запуск произошёл успешно, значит всё было выполнено правильно.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!