Сущность и значение информации в современном обществе. Роль информации

Наряду с материальными, инструментальными, энергетическими и другими ресурсами напрямую зависит от ресурса информационного. Информация в жизни общества находится в постоянном и неуклонном росте. Особенно это касается промышленности, торговли, образования, финансово-банковской системы.

Информация на службе технологий

Роль информации в жизни общества очень велика. Благодаря ей увеличивается объём производства, усложняется выпускаемая продукция, используемые материалы, технологическое оборудование, расширяются внешние и внутренние связи предприятия.

Управление становится потому что:

  • в эпоху рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;
  • развиваются массово-коммуникационные процессы;
  • общая теория информации требует тщательной разработки;
  • кибернетика стала наукой об управлении;
  • информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;
  • роль информации в жизни общества требует изучения, поскольку она весьма активно самоорганизует всю живую и неживую природу на Земле, и исследования подтвердили это;
  • информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в становлении экономики;
  • прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не обойдётся.

Информационная среда

Проводник, преобразователь, распространитель информации, и в то же самое время главный источник причин деятельности - информационная среда. Ради деятельности и успеха всех её процессов, человек вынужден активно взаимодействовать с себе подобными, чтобы получать из информационных потоков новые знания, генерировать на их основе новые и опять же отправлять их по волнам тех же потоков до каждого адресата своей информационной среды.

Информация в жизни общества столь же необходимый ресурс, как сырьевые, энергетические, финансовые и другие. Более того, информация - теперь объект купли и продажи. Информационный продукт - ресурс Информация, даже будучи проданной, не исчезает в процессе потребления. Это ресурс вечный.

Рынок информации

Информация в жизни общества приобрела настолько большое значение, информационный сектор движет настолько большие и разнообразные потоки, что это повлияло на формирование информационного рынка.

Информационные технологии стали самостоятельным и прибыльным видом бизнеса, направленным на удовлетворение потребностей любого круга пользователей. Человек имеет возможность мгновенно подключиться к любому информационному массиву. Это энциклопедии и справочники, базы данных, оперативные сводки, законодательные акты, аналитические обзоры, - всё, что угодно, океан информации в жизни общества, поступающей из региональных, национальных, международных систем. Ее использование, естественно, помогает успешному ведению бизнеса.

Роль информации в жизни общества и государства велика, но современное развитие технологий позволяет смотреть шире. Построение бизнеса глобального масштаба в сетях Интернет - вполне реальная возможность, поскольку открыт доступ к всемирному политической, научной, технической информации.

Человек в информационном поле

Что сегодня определяет уровень научно-технического потенциала целых стран, как и развитие в них народного хозяйства? разумеется. Настолько высока роль информации в жизни общества. Личности и государства даже не в силах оспорить её суровый приговор: мировому сообществу известны и политика страны, и деятельность отдельного человека.

Чтобы информацию использовать целенаправленно, нужно её собрать, преобразовать, передать, накопить и систематизировать. Это так называемые информационные процессы. Всем известно, что для жизнедеятельности даже одноклеточных информация необходима (температура, состав воды, например).

Все живые оргазнизмы информацию не только воспринимают, но и делятся ею. Получение, преобразование, накопление и передача информации среди людей называется информационной деятельностью.

Примеры информации в жизни общества

Люди многие тысячелетия ценили как предметы труда только материальные объекты: от топора до паровой машины. Труд был связан с обработкой и переработкой каких-то вещей с использованием энергии путём её преобразования. Постепенно перед людьми встали вопросы управления. Без накоплений обработанных данных, учитывающих накопленный опыт и знания, управлять любым процессом труда невозможно. Появляются профессии, привязанные исключительно к информационной деятельности, от жрецов и военачальников до летописцев и учёных.

Обмен информацией стал по-настоящему актуален после изобретения книгопечатания. Это немедленно повлияло на развитие образования, науки, на рост производства. Движущая сила прогресса - информация в жизни общества. Вывод напрашивается сам.

Упорядочивание и систематизация

Далее, по мере развития, общество постоянно находило людей для обработки и накопления информации. Росли объёмы знаний, обновлялся и накапливался разнообразный опыт, появлялись библиотеки и архивы. Информации в горах рукописей и книг было так много, и она была настолько разнопланова, что упорядочивание и систематизация стали необходимы. Появляются в библиотеках классификаторы, указатели предметные и алфавитные - новая роль информации в жизни общества.

И государства были вынуждены с потоками информации считаться, поскольку потоки эти росли и ширились. Для правильного ведения хозяйства, судопроизводства, содержания армии непременно нужно было иметь всё новые средства и способы всё более изощрённые, чтобы информацию собирать и хранить, обрабатывать и передавать.

Возрастание объёма информации

Быстрое совершенствование технических производств резко увеличило поток информации и человеческих знаний вообще. Ещё в начале двадцатого века объём человеческих знаний становился вдвое большим через полвека, то далее он обновлялся уже через пять лет.

Потребовала автоматизации. Так появился компьютер. Роль информации в жизни общества - кратко или развёрнуто вводить в курс дела специалистов любой отрасли. Компьютер используется не только для обработки числовой информации, но и в конструкторских бюро, бизнесе и на абсолютно любом производстве. Способы и методы предоставления информации стали занимать важнейшее место в деятельности людей многих профессий.

Роль информации в жизни общества, государства, организации и личности

Вызовом времени явилось становление глобального информационного поля.
Фундаментом информационного сообщества стали четыре главные черты его формирования.

  • Роль информации в жизни общества изменилась, знание приобрело важнейший аспект, беспрецендентно возросла информационная насыщенность в управленческой, хозяйственной и многих других сферах деятельности, социально-экономическое развитие без информации и знаний стало невозможным.
  • Информационная индустрия превратилась в динамичную, престижную и выгодную сферу производства, обеспечивающую лидерство в мировой экономике.
  • Возникла развитая рыночная инфраструктура в потреблении информации и услуг, не только профессиональной деятельности человека это коснулось, но и бытовой.
  • Социальная организация и сотрудничество претерпели большие изменения, централизованные иерархичесике структуры сменились гибкими сетевыми организациями, быстро приспосабливающимися к инновационному развитию.

Идея информационного общества

Происходящие изменения информационного пространства обусловлены некоторыми фактами. Вот примеры информации в жизни общества, во временной составляющей.

  • Связь технических разработок с наукой окончательно оформилась к середине двадцатого века и отсюда пошёл резкий рост наукоёмких технологий и общей динамики производства.
  • События перестали быть локальными, несмотря на территориальную удалённость, то есть происходит глобализация изменений общества.
  • Политическая, экономическая, военная деятельность колоссально усложнилась, поэтому информация в жизни общества - картинки ближайшего будущего: кибернетика, исследование всех рабочих операций, системный анализ - восприятие целого мира посредством информационных достижений.
  • Коммуникационные и информационные технологии обусловили появление абсолютно новых форм экономической и социальной деятельности - телеработа, электронная коммерция, телемедицина, дистанционное образование, даже демократия электронная.

Итак, подвигла ли информация в жизни общества вывод надлежащий сделать для создания нового мировоззрения? Конечно. Только в 1991 году Америка затратила гораздо больше финансовых средств для покупки коммуникационного оборудования, чем для промышленного. И количество фермеров упало от 80% до сорока. А вот на информационной ниве народу прибавилось до 54% от буквально четырёх. Стало быть, информационное общество это то, где обрабатывающих информацию больше, чем обрабатывающих сырьё и материалы.

Перестройка мировой экономики

С середины семидесятых годов двадцатого века организационная структура предприятий и межфирменной связи претерпела коренное переформатирование. Организационные мероприятия произошли в целях адаптации к изменениям в институциональной, экономической, технологической сторонах деятельности фирм.

Вертикальные иерархические структуры перешли к гибким сетевым формам организации. Сети приняли на себя формообразующую основу - и внутреннюю организацию современных корпораций, и систему взаимодействия с партнёрами: корпоративные альянсы, межфирменные сети и т.д. Такое же движение происходило в сфере услуг и административных органах.

Средой труда, общения и отдыха становится Интернет. Сколько интересного привнесла информация в жизни общества: Прохоров с "Гражданской платформой", всенародное наблюдение за лунным затмением онлайн. Поистине огромен мир, который Интернет предложил людям.

А как растут доходы от мировой электронной коммерции! В двухтысячном году - 185 млрд долларов, а через три года уже почти полтора триллиона. Современную экономику можно уже определять, как и общество, словом "сетевая". Мощно завоёвывает плацдармы информация в жизни общества, кратко говоря.

Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса - информации. Информация - одна из сложнейших, еще полностью не рас­крытых, даже таинственных областей современной науки. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов обще­ства, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами чело­веческого общества.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть от­ражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма пред­ставления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой приро­дой, людьми и устройствами.

Информация - это результат отражения и обработки в человеческом сознании многообразия окружающего мира, это сведения об окружающих человека предметах, явлениях природы деятельности других людей.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окру­жающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется воз­можность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются ис­пользуемые данные.

Существующие в современной науке определения информации раскрывают определенные свойства этого сложного и многозначного понятия: информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопреде­ленность (Шеннон), информация - передача разнообразия (Эшби), информация - мера сложности структур (Моль), информация - вероятность выбора (Яглом) и т. д. Предпринимаются исследования закономерностей информационных процессов и технологий и зак­ладываются теоретические основы новой отрасли знаний - информациологии, где один из авторов заявляет "Мир - ин­формационен, Вселенная - информационна, первичное - инфор­мация, вторичное - материя"

Информация, составляющая триаду важнейших характеристик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, обладает некоторыми, только ей присущими особенностями:

    сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятия математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;

    информация обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить, передать. Однако при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе остается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается (эта особенность информации спасает профессора, пе­редающего свои знания студентам, от превращения в неуча),

    информация обладает еще одним уникальным свойством в любых сферах знания (общественно-политической, научной, об­щекультурной, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершен­ствуется и, более того, способствует эффективному использова­нию других ресурсов, а иногда и создает новые Последнее свой­ство информации важно учитывать при формировании путей раз­вития народного хозяйства России, так как привлечение качествен­но новой информации и новых технологий обеспечивает интенсив­ный путь развития, а наращивание дополнительных материаль­ных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет Россию в экстенсивный тупик.

Главное, что информация есть предмет, средство и продукт труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и ос­новным показателем могущества страны стал информационный ресурс, т. е. объем знаний, которыми располагает страна Этот по­казатель выводил СССР в число мировых держав и именно этот ресурс истощается в нашей стране с каждым годом.

Мир тонет в колоссальном объеме информации за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз. По­явился даже новый термин - "эффект макулатурности"- 85% журнальных статей никогда не читались. Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей. На начало 90-х годов правитель­ство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем, на что зат­рачивалось около 1,5 млрд. долларов, издавало около 2,6 млн. стра­ниц документов; на содержание служащих, занятых в аппарате управления, тратилось до 1500 млрд. долларов!

Самый перспективный выход из информационного тупика дает современная вычислительная техника, которая с каждым новым поколением удивительно высокими темпами увеличивает скорость обработки информации, если за последние сто лет скорость передвижения увеличилась в 10 2 раз, то скорость связи увеличилась в10 7 , а обработки информации - в 10 6 раз.

Современное общество порождает новые, ранее неизвестные социальные проблемы, связанные с информацией. Все более ин­тенсивно идет процесс "компьютерного" отчуждения определенной группы населения, социальное разделение общества. Образуются слои "информационной аристократии", своеобразного братства посвященных, "информационного пролетариата", к которому от­носится многочисленная группа работников, занятых техническим обеспечением информационных процессов, и потребителей инфор­мационных услуг, в руках которых сосредоточен информационный бизнес.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».

(Знаменитая фраза Ротшильдов и повторенная позже Уинстоном Черчилем)

Роль информации в жизни общества

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научиться управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация – это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа – информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет - «строительного материала» информационного общества.

Основные подходы к определению понятия «информация»

Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке и базовым для информатики. Наряду с такими понятиями, как вещество и энергия, пространство и время, оно составляет основу современной картины мира, ее относят к фундаментальным философским категориям.

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики.

В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

    в традиционном (обыденном) подходе под информацией понимаются сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);

    в биологии: понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается, и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов;

    в техническом подходе под информацией понимаются сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

    в философском подходе под информацией понимается взаимодействие, отражение, познание.

    в кибернетическом подходе под информацией понимаются характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи;

    в теории об информации под информацией понимаются сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Виды и свойства информации

Различные виды информации можно классифицировать по следующим признакам:

Основные свойства информации

Свойство информации

Определение

Объективность

информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения

Достоверность

информация достоверна, если она отражает истинное положение дел

информация полная, если она достаточна для понимания и принятия решения

Актуальность

информация актуальна, если она важна и существенна для настоящего времени

Ценность (полезность, значимость)

информация ценная, если она обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения

Понятность (ясность)

информация понятна, если она выражена на языке, доступном получателю

Введение

Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным.

В настоящее время ежегодно в мире выходит до 3 млн. статей в 35 тыс. научно-технических журналов, свыше 150 тыс. новых научных книг. Кроме того, за последние века накоплено огромное количество книг, брошюр, журналов, газет, и других видов печатной продукции и рукописных материалов, отражающих развитие науки, техники, культуры.

От того, как это быстро умножающееся богатство хранится и используется, зависит дальнейший прогресс. Как же такое богатство использовать? Ведь буквально по каждому вопросу сегодня уже имеется масса источников и с каждым днем их становится все больше и больше - печатный станок мировой цивилизации не только не утомим, но и набирает все большую силу.

Здесь на помощь приходит библиография.

При написании своей работы я обратилась к ряду источников, где некоторое внимание отводится роли библиографии в современном мире.

Учебное пособие А.В. Кириленко «Основы информационной культуры. Библиография» выпуск 1 содержит основные сведения об информации и информационном обществе.

Кроме того, одним из основных источников для написания своей работы было учебное пособие - библиографоведение. В учебнике собраны описания опыта библиографической работы библиотек, описывается практика применения новейших информационных технологий. Учебник дает большую возможность для изучения библиографической деятельности.

Информация в современном мире

Человечество вступило в XXI век на новом этапе своего развития - этапе информационного общества. Лавинообразный рост объема информации, ее качественные изменения, развитие информационных технологий - все это привело к качественным изменениям самого общества. Ныне информация, знания, технологии становятся самыми востребованными товарами. Уровень развития страны определяется во многом уровнем ее информатизации, которая, прежде всего, обеспечивает ее процветание и конкурентоспособность. В этих условиях возрастает значение умения создавать, потреблять и распространять информацию, умения правильно ориентироваться в потоке информации, возрастает значение информационной культуры человека.

Очевиднейшим проявлением изменения информации в современном мире является ее количественный рост. Точные оценки этого роста сложны. Но вполне очевидно, что он носит экспоненциальный характер. Это явление стремительного роста объема информации получило название «информационного взрыва».

Еще важнее отметить, что в эру компьютеризации общества и внедрения информационных технологий информация меняется качественно, т.е. меняются ее содержание и структура.

С точки зрения изменения содержания информации можно выделить следующие моменты:

1) Происходит расширение информационных ресурсов общества, появляются новые информационные продукты и услуги,

2) Происходит интернационализация и глобализация информации,

3) Увеличивается скорость старения и, соответственно, обновления информации,

4) Значительно увеличивается дифференциация и специализация информации.

Количественное и качественное изменение информации, базирующееся на компьютеризации и внедрении новых информационных технологий, ускорило и, в значительной степени, предопределило качественные изменения в человеческом обществе, произошедшие в конце XX века.

Ныне концепция «информационного общества» общепризнана. Свидетельством тому является принятие в 2000 г. программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Основные цели этой программы - построение информационного общества для всех, сокращения разрыва между «информационно богатыми» и «информационно бедными», совершенствование постиндустриального общества на базе развития информационных технологий, обеспечение всеобщего равного доступа к информации.

Общенаучная трактовка информации первоначально охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Таким образом, информация – это всеобщее свойство материи . Информация – это сведения, данные, независимо от их формы и представления. Единого определения Информации нет. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Массовое сознание – термин обозначает деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием СМИ и стереотипов МК.

Социальное поведение - поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм. (Социологический энциклопедический словарь)

Теория информационного общества сформировалась в 20 веке и исходила из технологического детерминизма (техника развивается в соответствии со своей логикой и больше формирует человеческое развитие, чем служит человеческим целям).

Элвин Тоффлер выделяет 3 ступени (волны) развития общества и их базовые сферы:

1. Доиндустриальное общество: аграрный сектор первичен.

2. Индустриальное общество: промышленность.

3. Постиндустриальное общество: сектор услуг.

Новизна: увидели качественные изменения в социокультурном слое. Новое качественное состояние – постиндустриализм, приобрел статус социокультурной парадигмы. Теоретики постструктурализма: базовым элементом следующего сектора должна стать наука, обществознание. Знание становится силой! Университеты – центры этих знаний. Информационное общество выступило не на смену постриндустриальному, а параллельно. Начался процесс перевода всего в информационную сферу. Информационное общество – о-во, в котором соц, экономич, политич. и культурное развитие зависит от производства, переработки и хранения информации.

Даниэль Бэлл: «Третья технологическая революция и ее социально-экономические последствия», выделил 3 основных технологических процесса информатизации:

1. Переход от механических систем к электронным, что увеличивает скорость передачи инфо.

2. Минитюризация – уменьшение средств связи (телефоны с Инетом и пр), нанотехнологии.

3. Дигитализация (оцифровка) – передача инфо с помощью кодов.

Три взаимосвязанных составляющих информатизации (политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы):

1. Медиатизация – процесс совершенствования сбора, распространения, хранения инфо.

2. Компьютеризация – процесс совершенствования обработки инфо.

3. Интеллектуализация – процесс развития восприятия инфо (механизм психологической защиты, отказ от своих чувств).

Интернет – пространство нематериального. Материальное и нематериальное идут параллельно: медиакорпорации и машиностроение. Появляется партия пиратов (цель - реформа законодательства в области интеллекутальной собсвтенности, выступают за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость его преследования по закону, а также за неприкосновенность частной жизни) – утверждение интеллектуального коммунизма.

Журналистика имеет дело с социальной информацией, возникающей в процессе освоения мира людьми. Социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. В духовном отношении журналистская информация характеризуется идейной насыщенностью. В прессе особенно важно добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов, то есть наличия в нем большого объема потенциальной информации и соответственно высокой предполагаемой эффективности.

Информация должна иметь следующие свойства:

- Полезность – соответствует запросам потребителя.

- Избыточность – свобод перетекание полезной информации в неполезную и наоборот.

- Полнота – раскрытие смысла происходящего.

- Достоверность – потребитель имеет полное представление о происхождении данной И.

- Надежность – понятие, сочетающее в себе достоверность и проверенность.

- Новизна – наличие в информации таких сведений, идей, которыми еще не располагает читатель. Однако должна быть опора на уже известные знания.

- Доступность – радиопередача на незнакомом языке столь же бесполезна, как философские дебаты в детском саду.

- Своевременность – запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценности и не приносит помощи тонущему судну.

Все эти качества объединяются в понятие ценность информации , которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Журналист, собирая и осмысливая сведения, создает и фиксирует текст. Затем передает в ауд. Этот текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации. Она сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Общество, в котором циркулирует высокая по качеству информация, называют информационным (термин возник в Японии).

Черты ИО:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Роль информации в осуществлении социальных связей:

Повышение количества и качества информации

Усовершенствование технической и технологической базы

Больше возможностей у людей с ограниченными возможностями

Упрощается процесс межличностного общения (электронная почта и т.д.)

Создание единого информационного пространства

Возможность доступа к различным источникам информации.

Зависимость от виртуального мира

Раздвоение личности (я реальное и виртуальное)

Эра потребительства

Под вопросом информационная безопасность

Информационные войны

Манипуляция сознанием усиливается

Возможны два полярных типа информационного общества: «цифровая диктатура» или «цифровая демократия».

«Цифровая диктатура» создается цифровой бюрократией для того, чтобы упростить управление цифровым государством. При этом цифровые права цифровых граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские меры тотального цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услуг населению, в которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).

«Цифровая демократия» это совершенно иной тип устройства информационного общества. «Цифровая демократия» строится ради граждан, ради защиты их цифровых гражданских прав. Создавать «цифровую демократию» намного сложнее, чем «цифровую диктатуру». Прогнозы показывают, что «цифровая демократия» должна обеспечивать конфиденциальность, анонимность личной информации граждан. Обеспечить конфиденциальность и анонимность личной информации (персональных данных) граждан удается только средствами криптографии, при этом личным ключом для управления своей личной криптографией должен стать сам человек (биометрический образ человека).

Тенденции в информационном обществе влияющие на массовое сознание и социальное поведение:

1. Проблема цифрового разрыва.

Регионы отстают от мегаполисов в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это не только проблему неравномерного доступа людей к информационным ресурса, но и разрыв между целыми слоями общества в культурном, экономическом, политическом и других аспектах. Невозможно построить ИО, пока значительная масса людей ограничена в доступе к ИКТ.

2. Мануэль Кастельс: в информационную эпоху возникает проблема отношений «Сеть-Личность» - проблема психологии людей в информационном мире, меняется характер процессов социализации, самоутверждения личности в творчестве, в профессиональной и личной жизни. Личное общение заменяется общением в социальных сетях, творческие люди теперь появляются в инете, ведение собственных блогов.

3. Новые информационные технологии меняют политическую сферу. Исчезновение классовой политики, меняется структура общества, человек борется теперь не за класс, а за принадлежность к каком-либо интересу, человеку – лидеру мнений.

4. Переход властей от концепции «E-Gov» (электронного правительства) в пользу «Gov 2.0» (социальные сети). Эта концепция подразумевает не только более активное привлечение пользователей к государственной деятельности, но и преобразование традиционных правительственных порталов в своеобразные социальные сети. Если чиновники начнут переходить на режим удаленной работы, то Gov 2.0 может стать настоящей распределенной сетевой властью.

5. Появление usergenerated контента - формирование содержания и структуры самими пользователями. Минус - качество их остается крайне низким. Контент, созданный пользователями, в большинстве интересен только им самим и их друзьям и родственникам.

6. Актуальна для России: концепция «электронного коттеджа» (Эл. Тоффлер). Огромные расстояния страны - одна из проблем на пути индустриального развития. Электронный коттедж – развитие ИТ в регионах позволит развивать дистанционное обучение, удаленную работу, сетевые формы взаимодействия бизнеса, власти или различных учреждений.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!