Влияние гаджетов на детей. Современные дети и гаджеты: гении или двоечники

Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Эти и другие электронные и цифровые устройства прочно обосновались в нашей жизни. Неудивительно, что нынешние малыши начинают ими интересоваться с самого юного возраста. Однако многих родителей волнует вопрос: безопасно ли подобное увлечение?

С одной стороны, не очень предусмотрительно совсем ограничивать знакомство ребенка с компьютерами и прочими электронными устройствами, поскольку они способствуют интеллектуальному развитию детей.

С другой же – современные технологии зачастую отнимают у крохи много времени, которое он мог бы истратить на более полезные занятия: подвижные игры, чтение книг, обычную возню с приятелями.

Давайте разберем, в чем же заключается польза и вред гаджетов для здоровья и развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние гаджетов на детей: плюсы и минусы

Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Эти и другие электронные и цифровые устройства прочно обосновались в нашей жизни. Неудивительно, что нынешние малыши начинают ими интересоваться с самого юного возраста. Однако многих родителей волнует вопрос: безопасно ли подобное увлечение?

С одной стороны, не очень предусмотрительно совсем ограничивать знакомство ребенка с компьютерами и прочими электронными устройствами, поскольку они способствуют интеллектуальному развитию детей.

С другой же – современные технологии зачастую отнимают у крохи много времени, которое он мог бы истратить на более полезные занятия: подвижные игры, чтение книг, обычную возню с приятелями.

Давайте разберем, в чем же заключается польза и вред гаджетов для здоровья и развития ребенка.

Плюсы применения гаджетов:

Компьютеры и интернет-технологии постепенно входят в жизнь даже самых маленьких детей. Задача родителей – научить малыша пользоваться с умом всеми этими благами цивилизации.

1. Помощник в развитии . Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как более традиционные игрушки: пирамидки, машинки, куклы, кубики и прочие детские атрибуты. Кроха, хаотично нажимающий на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы. Слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, малыш совершенствует слуховое и зрительное восприятие.

2. Способ занять ребенка . Благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки. Не нужно брать с собой целый ворох игрушек, достаточно просто включить ребенку интересный мультик. В этом случае он не будет вас тормошить из-за скуки и интересно проведет время.

3. Библиотека в кармане. Современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище, так что школьнику не придется носить объемные тома из библиотеки и обратно. Вам нужно будет только скачать интересующие книги из Интернета. К тому же, вы приучите ребенка к мысли, что всемирная сеть не только источник развлечения, но и сосредоточение полезной информации.

4. Незаменимый помощник для учебы . Среди вороха различных компьютерных игр можно найти действительно полезную информацию, способствующую развитию познавательных процессов и получению новых умений и навыков. Некоторые приложения учат малышей грамоте, математике, рисованию, развивают внимание, память и логическое мышление. Познавательные мультфильмы помогут в ненавязчивой форме передать ребенку новые знания об окружающем мире.

Минусы применения гаджетов:

1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье. Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть очень внимательно. Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать: зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку; осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника; головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

2. Неполное освоение информации . Конечно, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому кроха не может полностью изучить тот или иной предмет.

3. Понижение творческой активности . Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций.

Применяем гаджеты для детей с умом.

Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние гаджетов, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил. Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту. Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного кроху вам станет намного проще. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.

Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Эти и другие электронные и цифровые устройства прочно обосновались в нашей жизни. Неудивительно, что нынешние малыши начинают ими интересоваться с самого юного возраста. Однако многих родителей волнует вопрос: безопасно ли подобное увлечение?

С одной стороны, не очень предусмотрительн о совсем ограничивать знакомство ребенка с компьютерами и прочими электронными устройствами, поскольку они способствуют интеллектуальном у развитию детей.

С другой же – современные технологии зачастую отнимают у крохи много времени, которое он мог бы истратить на более полезные занятия: подвижные игры, чтение книг, обычную возню с приятелями.

Давайте узнаем, в чем заключается польза и вред гаджетов для здоровья и развития ребенка.

Влияние гаджетов на детей: плюсы применения

Компьютеры и интернет-техноло гии постепенно входят в жизнь даже самых маленьких детей. Задача родителей – научить малыша пользоваться с умом всеми этими благами цивилизации. Тем более что они могут быть полезны.

1. Помощник в развитии

Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как более традиционные игрушки: пирамидки, машинки, куклы, кубики и прочие детские атрибуты. Кроха, хаотично нажимающий на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы.

Слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, малыш совершенствует слуховое и зрительное восприятие.

2. Способ занять ребенка

Благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки или стоянии в пробке.

Не нужно брать с собой целый ворох игрушек, достаточно просто включить ребенку интересный мультик или поставить игру.

В этом случае он не будет вас тормошить из-за скуки и интересно проведет время.

3. Библиотека в кармане

Современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище, так что школьнику не придется носить объемные тома из библиотеки и обратно. Вам нужно будет только скачать интересующие книги из Интернета.

К тому же, вы приучите ребенка к мысли, что всемирная сеть не только источник развлечения, но и сосредоточение полезной информации.

4. Незаменимый помощник для учебы

Среди вороха различных компьютерных игр можно найти действительно полезную продукцию, способствующую развитию познавательных процессов и получению новых умений и навыков.

Некоторые приложения учат малышей грамоте, математике, рисованию, развивают внимание, память и логическое мышление. Познавательные мультфильмы помогут в ненавязчивой форме передать ребенку новые знания об окружающем мире.

Влияние гаджетов на детей: минусы использования

Технический прогресс значительно снизил физические нагрузки на людей, вот почему проблема гиподинамии и ее последствий стала актуальна, как никогда прежде.

Особенно опасно длительное сидение за гаджетами для детского здоровья.

1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье

Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть подробнее.

Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать:

  • зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку;
  • осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем;
  • головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

2. Неполное освоение информации

Да, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться.

Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому кроха не может полностью изучить тот или иной предмет.

3. Понижение творческой активности

Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками.

В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.

4. Уход в виртуальное пространство

Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в соцсетях. И все же некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире.

Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями.

Применяем гаджеты для детей с умом

Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил.

  1. Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту.
  2. Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного кроху вам станет намного проще. Не покупайте маленьким деткам планшеты «на вырост» и дорогущие телефоны лишь ради того, чтобы ваше чадо было «круче» всех.
  3. Зависимость от гаджетов может развиться, если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс.
  4. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны.
  5. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву.
  6. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.

Напоследок хочется сказать, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем.

Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваше чадо проводит за планшетом или смартфоном.

И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.

Табурца Виталий Андреевич,подполковник полиции, преподаватель кафедры специальной тактики факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД России[email protected]

Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей и причиннегативного влияния гаджетов на психическое развитие ребенка. Автором проанализированы факторы, детерминирующие течение личностной деструктивности в развитии ребенка.Ключевые слова:гаджеты, интернетзависимость, деформации личностного развития ребенка.

В век информационных технологий современные гаджеты настолько широко вошли в

нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них. Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса, сейчас никого не удивит ребенок 3х лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом, что же говорить о подростках. А ведь именно в детстве происходит закладка и наиболее быстрое развитие психики ребенка.Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в интеллектуальное развитие, ускоряя его, но также являются и средствами формирования представления о мире. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей, но неокрепшая психика растущего ребенка словно губка впитывает в себя все хорошее и плохое, что несут в себе электронные устройства. Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Нельзя утверждать однозначно, однако в основном такое многообразие влияет отрицательно. Ребенок автоматически ©освобождаетсяª от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипизированную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление. Кроме того вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме. Также ребенок не может справиться с переизбытком информации получаемой с помощью современных технических устройств, что приводит к нарушениям эмоциональноволевой сфере, дети становятся эмоционально неуравновешенными, неспособны контролировать свои действия, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия, подверженность стрессам.В подростковом возрасте гаджеты несут в себе опасность появления интернетзависимости. Интернетзависимость -это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть, социальные сети и неспособен выйти из нее вовремя. Большую роль в развитии этой зависимостииграет фактор анонимности. Дети получаютвозможность житьв Интернетедвойной или тройной жизнью. В результатепроисходит расщепление личности, размывание представлений о самом себе. Особенно отрицательно это может сказатьсяна психике подростка, когда у негоначинает формироваться идентичность -устойчивое представлениео себе. Если вы

замечаете у ребенка потерю интереса к живому общению, постоянное желание выйти в Интернет, утрату чувства времени в сети, частая проверка электронной почты и аккаунтов в социальных сетях и проведение в них большого количества времени, раздражительность, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели, снижение интереса к своему внешнему виду и попытки оправдать эти симптомы, то стоит начать беспокоиться.Таким образом,

можно говорить о том, что неправильное, неразумное использование современных технических устройств, гаджетов, с детства приводит ктому, что мозг привыкает к потоку информации извне, развитие психических процессов становится односторонни, обедняя весь спектр чувств, перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, в развитии эмоциональноволевой сферы, проявляетсянеспособность ребенка регулировать свое поведение, и эмоциональная несдержанность, низкая стрессоустойчивость, в становлении личности, нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром.Это не значит, что нужно запретить детямиграть в компьютерные игры и пользоваться гаджетами, ведь проблема заключается нев обладании вещью, а в том, как она используется. В любом случае, ребенок стремится к налаживанию отношений с окружающим миром, установлению эмоционального контакта с окружающими, поэтому стоит уделить основное внимание деятельности, которая развивает и активизирует психику, таким как традиционное чтение, рисование, занятия музыкой, спортом, живом общении со сверстниками и родителями, и, конечно же, учить детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами, которые сами по себе безвредны.Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем –коллекция ©игрушекª. Для многих родителей компьютерные игры –©палочкавыручалочкаª: включил –и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств.Вопервых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром –однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.Вовторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.Втретьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. Если ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать.И, вчетвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению. Впятых, у детей, много и часто играющих в ©стрелялкиª, искажается мировосприятие:1.ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его ©убилиª, можно начать игру заново –чувство самосохранения притупляется, ивот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какойнибудь головокружительный трюк;2. ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия –это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;3. за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности –эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника –и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.При этом не стоит думать, что девочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, ©Веселой фермойª или ©Салоном красотыª, в полной психологической безопасности. Еще одинаспект негативного влияния компьютерных игр на детей –игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему –и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь –отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда чтото не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Последнее, такие игры вызывают зависимость у ребёнка.Выявление зависимости у ребёнкаэто сложный полифункциональный процесс.Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы: Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день –стоит задуматься. Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета? Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать? Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер? Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: если сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными,плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в ©стрелялкуª, неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.Психологические симптомы:хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;невозможность остановиться;увеличение количества времени, проводимого за компьютером;пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;ложь членам семьи о своей деятельности.Физические симптомы:синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);сухость в глазах; головные боли по типу мигрени;боли в спине;нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;пренебрежение личной гигиеной;расстройства сна, изменение режима сна.Причины возникновения зависимости от гаджетовмогут быть следующими.Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие: Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку. Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка. Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой. Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чемлибо или сокращать время, проводимое за ПК. Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствииделает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий. Дети, с раннего возраста привыкшие к телефону, потом уже не смогут переключиться на более важные занятия: книги, игры на свежем воздухе и так далее. К сожалению, нынешние дети уже не проводят большинство свободного от школы времени на улице, в парках, на детских площадках за увлекательными играми как это было во времена их родителей и бабушек с дедушками. А ведь активный образ жизни –это залог здорового развития ребенка. Сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чемто другим, например чтением или играми на свежем воздухе.Необходимо, в первую очередь, закрепитьв сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается. Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры повозрасту и нет ничего лишнего. Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов длятворчества и для активных игр. Если ребенок мало интересуется чемто, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу.Общеизвестный факт, что дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.Что же можем сделать мы, родители, чтобы свестик минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка? Ничего нового тут не придумать –интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга –спорт, книги, настольные игры, хобби.

Ссылкина источники1.Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.2012.№4.С.78.2.Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современныйлитератор.3.Влияние мобильных телефонов на детей. http://medakademia.ru/publ/lekcii/normalnaja_fiziologija/vlijanie_mobilnykh_telefonov_na_detej/8210441[Дата обращения17.03.2016]4.Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье.

Раиса Маркс
Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребёнка»

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребенка »

Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов : компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствием погружаются в технологические устройства. Давайте же рассмотрим более детально проблему влияния гаджетов на психику ребенка , и попытаемся найти пути решения.

Гаджеты негативно влияют на детскую психику

Проблеме влияния современных гаджетов на детей стали уделять больше времени. Целые научно-исследовательские институты, психологи и педагоги стараются выявить неблагоприятные последствия таких увлечений. В ходе изучения вопроса, ученые составили список с основными побочными явлениями :

Довольно сильные нервные расстройства. Могут сопровождаться нервными тиками, нарушением речи, заиканием и «проглатыванием слов» .

Нарушение психики в целом . Как правило, это агрессия во всех ее проявлениях. Она может проявляться в тот момент, когда вы пытаетесь забрать у ребенка гаджет , а может и в любых других обстоятельствах. Бывает, для того, что бы сорваться, малышу достаточно просто сделать что-то не так, как он задумал. Бывает, что дети пытаются физически напасть на родителей (с кулаками или предметами) .

Из-за нарушений психики пропадает нормальный сон. Частые кошмары, бессонница, «разбитое» состояние по утрам – первый признак зависимости.

Сбивается процесс приема пищи. Это случается в том случае, когда ваше чадо привыкло питаться с постоянно включенным планшетом (компьютером, телефоном, по которому идет что-то интересное. Конечно, современным мамам так проще накормить ребенка, но именно в такой момент дети не чувствуют вкуса пищи. Они даже не до конца понимают чувство голода или сытости.

Проблемы в школе. Ученые заметили, что зависимость от современных устройств оказывает пагубное влияние на успехи в школе .

Появление стойкой зависимости. Это с родни наркомании и алкоголизму. Родителям достаточно несколько раз оставить ребенка с планшетом или компьютером на неограниченное время, и возникает замкнутый круг. Ребенок все чаще просит устройство, а взрослые все чаще получают свободное время (пока их чадо занято) ;

Особенно опасно длительное сидение за гаджетами для детского здоровья.

1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье. Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть подробнее. Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать :

Зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку;

Осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем;

Головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

2. Неполное освоение информации. Да, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому ребёнок не может полностью изучить тот или иной предмет.

3. Понижение творческой активности. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций.

4. Уход в виртуальное пространство. Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в соцсетях. И все же некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов , сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире. Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями . Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил.

Несмотря на все плюсы гаджетов , помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники» , но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту.

Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка , да и контролировать увлеченного его вам станет намного проще.

Зависимость от гаджетов может развиться , если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны.

Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием . От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе. Напоследок хочется сказать, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники.

Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваше ребёнок проводит за планшетом или смартфоном. И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.

Выйти из такой зависимости, порой, тяжелее, чем избавиться от алкоголизма.

Физические нарушения. У тех, кто чаще пользуется гаджетами , наблюдались проблемы с осанкой и болевые ощущения в шейном отделе. Все время, находясь в статической позе, увлеченный ребенок не замечает положения своего тела;

Зрение. На этот счет много споров в последнее время, но врачи все же настаивают на частых перерывах в работе за компьютером и просмотре планшета.

Как отвлечь ребенка от гаджетов ?

До трех лет никакого знакомства с современными «игрушками» . Как бы тяжело для родителей не было , но даже знакомства с мультфильмами на планшете должно произойти после 3-х лет;

До шести лет постарайтесь найти ребенку компанию. Если даже он не посещает детский сад, постарайтесь чаще гулять с ним на детских площадках. Сон не позже 21.00;

До десяти лет постарайтесь как можно больше узнать о жизни вашего ребенка. В таком возрасте невозможно запретить пользоваться интернетом и соцсетями, но можно контролировать данные действия.

Понятно, что дети живут в современном мире и убрать гаджеты из их жизни полностью нереально. Даже если в вашей семье не будут пользоваться телефонами и планшетами, дети будут это видеть у сверстников. Но каково объективное влияние гаджетов на детей ? Не принесет ли это вреда вашим детям?

Положительное влияние гаджетов на детей

Последствий пользования гаджетами предостаточно , но есть ли от них плюсы? Стоит ли вообще давать ребенку доступ до столь опасных приборов? Как мы знаем, во всем есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Разберемся, что хорошего можно извлечь ребенку из пользования гаджетов , как правильно давать пользоваться этой техникой, чтобы она приносила пользу, а не вред! Поэтому умные родители не запрещают , а просто минимизируют отрицательное влияние гаджетов на детей .

1. Наличие компьютера позволяет осуществлять обучение, не выходя из дома – это удобно не только для школьников, но и для дошкольников. Масса развивающих заданий, когда малыш в игровой форме запоминает цвета, геометрические фигуры, буквы и много другой полезной информации.

2. По телевизору включайте одобренные вами мультфильмы, а не мультсериалы типа «Губка Боб квадратные штаны» или «Котопес» с недалекими сюжетами. Учите своих детей извлекать пользу, объясняйте, что интернет это кладезь самой разнообразной информации, а какую стоит оттуда черпать – это уже решать ему.

3. Временные рамки пользования компьютером – важны! Вопрос использования гаджетов детьми стоит в том , с какого возраста и сколько по времени можно ребенку владеть «вожделенным» планшетом. Так детям до года желательно вообще не смотреть телевизор и не пользоваться другими техническими устройствами. И, кстати, когда телевизор включен фоном – для вас, и кажется, что ребенок играет рядом на полу и ничего не видит, это не так. Чаще всего боковым зрением ребёнок также наблюдает быстро сменяющиеся кадры на экране, а кроме того слушает то, что вы смотрите, а значит его внимание становится рассеянным и ребенок перестает концентрироваться на своем основном занятии. Малышам от 1-4 лет тоже нежелательно давать в пользование компьютер. Однако в случае, если его необходимо отвлечь, и нет больше других средств, допустимо нахождение перед экраном не больше 10-20 минут в день! Детям в возрасте 4-7 лет – 20-50 минут нахождения перед телевизором или компьютером за весь день! Кроме того, желательно это время разбивать на небольшие кусочки по продолжительности, по 10-15 минут. В возрасте с 7-14 лет гаджет допустимо давать в использование на 60-80 минут в день, для тех, кто старше 14 лет не более двух часов в день.

Телевизор, планшет, компьютер, игровая приставка, смартфон - эти гаджеты «украли» у нас детей в свой цифровой мир. Не без нашего содействия.

Последние исследования приводят грустные цифры. 66 % детей до двух лет смотрят телевизор! В среднем эти малыши проводят более 50 минут в день перед экраном. Дети 5-16 лет развлекаются с гаджетами примерно 6-7 часов в день! И чем старше ребенок, тем больше он к ним привязан: так, восьмилетняя девочка в среднем посвящает 3,5 часа гаджетам, а «цифровое время» подростков составляет почти 8 часов.

11 % детей до 8 лет имеют в распоряжении свой собственный смартфон, айпад или планшет (данные исследований доктора Брента Конрада, клинического психолога, и американской фирмы Childwise, ежегодно составляющей отчеты для BBC).

С точки зрения логики, в этом нет ничего удивительного. В цифровой век без гаджетов не обойтись, и чем раньше ребенок освоит электронные приборы, тем лучше он вольется в современный мир - логично? Запретить их - все равно что запретить ребенку развиваться в ногу со временем. Почему же тогда специалисты в один голос кричат, что гаджеты вредны?

7 причин ограничить электронное время

Несколько лет назад Американская Академия Педиатрии и Канадское Педиатрическое Сообщество рекомендовали детям до двух лет запретить всякое общение с электроникой, детям от трех до пяти - ограничить электронное время одним часом в день, а детям 6-18 лет - двумя часами. Опираясь на ряд исследований, специалисты назвали причины, почему это стоит сделать.


Правила, которые работают

  • Не просматривай планшет или телефон во время еды или во время разговора с ребенком - он будет стараться делать аналогично.
  • Если родителям приходится дома работать на компьютере, они должны четко объяснить ребенку: «Сейчас мне необходимо доделать отчет. Это займет полтора часа». Желательно при этом отправиться в свою комнату.
  • Телефон - приватная вещь, это же касается и смартфона ребенка: не просматривай его без разрешения.
  • Для подростка смартфон - прежде всего средство коммуникации со сверстниками. Ограничивать необходимо «игровое» время.
  • Полный запрет на гаджеты не сработает, он вызовет лишь ожесточение. Нужно договариваться.

Правила профессора Нойса

В теории все ясно: долг родителей - ограничить детское время у экранов. Но как это сделать на практике? Немецкий ученый и медиапедагог профессор Норберт Нойс, сам отец двоих сыновей, разработал ряд практически советов для родителей.

  • Установи строгие правила. Например, подпиши с ребенком договор.

Объясни, что его электронное время включает в себя все гаджеты: и планшет, и компьютер, и телевизор. Профессор Нойс, в отличие от американских педиатров, считает, что малышу 3-6 лет достаточно проводить 20-30 минут в день перед экраном, ребенку 7-10 лет - 30-45минут, подростку 11-13 лет - около часа в день. Четко озвучь выбранное время и следи, чтобы предписания реализовывались. Например, сын или дочь получает планшет после выполнения домашнего задания, при этом мама или папа (а в будущем и сам ребенок) записывает время начала и окончания электронного сеанса.

Если школьник использует компьютер с учебной целью (например, ищет материалы для реферата), то он получает дополнительные минуты. «Переигранное» время вычитается из завтрашнего дня. Если правила не соблюдаются, то ребенок на какой-то период остается без гаджетов. Контролирует выполнение договора родитель!

  • Применяй гаджеты с пользой. Есть разница, что делает ребенок за компьютером или планшетом: смотрит развивающие передачи либо видео, как играть в «Майнкрафт», учится английскому или выпускает пар в «стрелялках».

Профессор советует поощрять любые учебные видеоматериалы. Сейчас есть много сайтов с игровыми заданиями: возможно, твой малыш увлечется ими гораздо больше, чем бессмысленными играми.

  • Контролируй контент. Очень важно следить за содержанием передач, которые смотрит ребенок.

В интернете нет цензуры. И многие родители очень удивляются, когда узнают, какие ролики и с какой лексикой смотрят их дети. Стоит потратить время, разобраться в настройках и установить запрет на определенные ключевые слова и сайты. Также есть программное обеспечение с фильтрами, которое можно установить на компьютер. Интересуйся тем, что делает ребенок в интернете, в каких социальных сетях он зарегистрирован. Совет от профессора Нойса - общий семейный компьютер. Не стоит дарить ребенку собственный лэптоп или планшет, тогда риск потерять контроль за контентом выше.

  • Озвучь правила безопасности в Сети. Тинэйджеру расскажи о правилах онлайн-общения: не сообщать в переписке подробности о себе и своей семье, никому не давать адрес и телефон, не встречаться в реальности.

Объяснения подкрепи реальными историями. Если сын или дочь хочет иметь профиль в соцсети, настройте его вместе. Покажи, как сделать профиль видимым только для друзей; объясни, какую инфор- мацию о себе можно выкладывать в Сеть, а какую нет.

  • Подавай пример. Если сами родители все вечера проводят у телевизора или не отрывают взгляд от смартфона, они не смогут убедить детей в том, что это нездорово.

К сожалению, односторонние правила не работают. Если мы хотим ограничить электронное время детей, то нам самим придется оторваться от гаджетов и посмотреть... в сторону наших мальчиков и девочек. Профессор советует показать ребенку на собственном примере, чем еще интересно заниматься, кроме гаджетов. По вечерам делайте вместе поделки, играйте в настольные игры,фотографируйте, читайте вслух, готовьте деликатесы. В выходные обязательно выезжайте куда-то, активно познавайте окружающий мир, приглашайте в гости друзей.

И еще очень важное правило: чем меньше свободного времени остается у школьника, тем меньше он будет проводить его с электроникой. Поэтому выберите вдвоем несколько действительно интересных кружков или секций.

Кстати, таким кружком может быть и компьютерная школа. Освоить основы программирования, Photoshop или InDesign - лучшее вложение в будущее, чем просто компьютерные игры. Подростка, интересующегося компьютером, стоит отдать на курсы web-дизайна или полиграфии: тогда к 18 годам у него уже будет профессия, а компьютер он будет рассматривать как рабочий инструмент, а не как средство для развлечения.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!