Характеристики качественных наушников. Как выбрать хорошие наушники для музыки, компьютера и телефона

Наименование «наушники» является разговорным синонимом термина «головные телефоны». Название «телефон» (telephone, от греч. tele - вдаль, далеко, и phone - звук) впервые применил Филипп Рейс (Philipp Reis) еще в 1861 году. А в 1899 году в одном из первых радиоприемников, созданных Поповым, преобразованные из радиосигналов колебания звуковой частоты, согласно описанию, прослушивались через головные телефоны. Так как приемники собирались не только в России и не только из российских комплектующих, именование наушников как «головные телефоны» возникло, скорее всего, при буквальном прочтении английского термина headphones (англ. head - голова, phone - телефон).

Классификация наушников

Накладные наушники

По способу передачи сигнала

  • проводные - соединены с источником проводом, поэтому могут обеспечить максимальное качество звука (соответственно, имеющие профессиональную направленность наушники относятся исключительно к этому типу);
  • беспроводные - соединены с источником посредством беспроводного канала, того или иного типа - радио , инфракрасным , Bluetooth . Мобильны, но имеют привязанность к базе (излучателю) и ограниченный радиус действия, определяемый мощностью излучателя. Обладают более низким качеством звука по сравнению с проводными, в силу процесса модуляции при кодировании-декодировании, необходимых при передаче сигнала от излучателя к приёмнику в наушниках.

По количеству каналов

  • стереофонические - сигналы на каждый громкоговоритель передаются по отдельным каналам (наиболее распространенный тип);
  • монофонические - имеют два громкоговорителя (или телефонных капсюля) запитываемых общим сигналом, в редких случаях - один громкоговоритель, звук от которого передается как в стетофонендоскопе;
  • с дополнительными каналами - имеют более одного громкоговорителя для каждого уха, что позволяет имитировать объемное звучание или разделять каналы по частотным характеристикам.

По типу конструкции (виду)

  • вставные (обиходное название - «вкладыши» ) - вставляются в ушную раковину ;
  • внутриканальные (обиходное название - «затычки» , «капельки» , «беруши» или «вакуумки» ) - вставляются в ушной канал ;
  • накладные - накладываются на ухо;
  • полноразмерные или ушную раковину с помощью заушины или клипс;
  • без креплений - они держатся только за счет амбушюров, которые находятся в ушном проходе .

По способу подключения кабеля

  • двусторонние - соединительный кабель подводится к каждой из чашек наушников;
  • односторонние - соединительный кабель подводится только к одной из чашек наушников, вторая подключается отводом провода от первой, зачастую тот спрятан в дужке.

По конструкции излучателя

  • динамические - используют электродинамический принцип преобразования. Самый распространённый тип наушников. Конструктивно наушник представляет собой излучатель или мембрану, к которой прикреплена катушка с проводом, находящаяся в магнитном поле постоянного магнита. Если через неё пустить переменный ток, то магнитное поле, создаваемое катушкой, будет взаимодействовать с магнитным полем постоянного магнита, в результате чего мембрана будет двигаться, повторяя форму электрического сигнала звуковой частоты (см. статью «Громкоговоритель »). Электродинамический способ преобразования сигнала имеет множество недостатков и ограничений, но постоянно совершенствующаяся конструкция таких наушников и новые материалы позволяют достигнуть очень высокого качества звука;
  • с уравновешенным якорем - основной деталью является П-образный якорь из ферромагнитного сплава. В разговорной речи их часто называют «арматурными» из-за созвучия английского слова armature (якорь) с русским арматура ;
  • электростатические - используют тончайшую мембрану, расположенную между двумя электродами. Стоимость таких наушников обычно высока, однако они демонстрируют очень высокую чувствительность и высокую верность воспроизводимого звука. Недостаток - их нельзя напрямую подключить к стандартному выходу на наушники, поэтому к ним в комплекте идёт специальная док-станция;
  • изодинамические - тонкая плёночная мембрана, с нанесёнными на неё металлическими токопроводящими дорожками, заключена в решетку из стержневых магнитов и колеблется между ними. См. также «Излучатель Хейла»;
  • ортодинамические - по принципу аналогичны изодинамическим, но мембрана и магниты имеют круглую форму.

По типу акустического оформления

  • открытого типа - частично пропускают внешние звуки, что позволяет достичь более естественного звучания. Многие слушатели отмечают звук открытых наушников как более прозрачный и натуральный по сравнению со звуком закрытых наушников. Кроме того, открытое акустическое оформление не делает вас аудиально «отрезанным» от окружающего мира. Однако при высоком уровне внешнего шума звук в открытых наушниках будет плохо слышен. К тому же открытые наушники, работающие на большой громкости, могут помешать окружающим. Не создают давления на внутреннее ухо ;
  • полуоткрытого типа (или полузакрытого типа) - обладают многими свойствами открытых наушников, но при этом обеспечивают приличную звукоизоляцию;
  • закрытого типа - не пропускают внешние шумы и обеспечивают максимальную звукоизоляцию, что позволяет использовать их в шумных средах, а также в тех случаях, когда необходимо полностью сосредоточиться на прослушивании. При плохом прилегании амбушюров (чашечек) у закрытых наушников ухудшается воспроизведение низких частот, поэтому у закрытых наушников с дужкой давление, производимое ими на голову, как правило выше, чем у открытых.

По сопротивлению

  • низкоомные - с сопротивлением от единиц до нескольких сотен ом ;
  • высокоомные - с сопротивлением от единиц до нескольких десятков килоом.

По типу соединительных разъемов

  • Mini-DIN (в настоящее время устарели);
  • РПВ-1, ШП-4 и др. (имеют специфическое применение или устарели);
  • USB (в основном используются в наушниках нового поколения).

Технические характеристики

Пиктограмма наушников. Ставится для идентификации разъёмов, регуляторов и пр.

Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении.

  1. Частотная характеристика Эта характеристика влияет на качество звука наушников. Наушники с больши́м диаметром мембраны имеют повышенное качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18 Гц - 20 000 Гц . Некоторые профессиональные наушники имеют частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц . Наиболее широкий заявленный частотный диапазон у некоторых моделей достигает 7 Гц - 120 кГц (Sennheiser Orpheus HE 90).
  2. Чувствительность (КПД) Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ , при меньшей чувствительности звук может быть слишком тихим (особенно при использовании наушников с плеером или подобными устройствами). На чувствительность влияет материал магнитного сердечника, применяемого в наушниках (например, неодимовые магнитные сердечники). Наушники-«вкладыши» с малым диаметром мембраны обладают маломощным магнитом.
  3. Сопротивление (импеданс) Здесь важно соответствие значения модуля полного электрического сопротивления наушников и выходного сопротивления источника звука. Большинство наушников рассчитано на сопротивление в 32 Ома . Наушники с сопротивлением в 16 Ом имеют повышенную излучаемую акустическую мощность. Для студийной работы используют наушники с максимальным значением импеданса.
  4. Максимальная мощность Максимальная (паспортная) входная мощность обуславливает громкость звучания.
  5. Уровень искажений Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах. Чем меньше этот процент, тем лучше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.

Опасности, связанные с наушниками

В наушниках каждое ухо воспринимает звуки, идущие исключительно от излучателя, предназначенного именно для этого уха, что приводит к несколько иному звучанию и, возможно, - к повышенной утомляемости. Длительное использование наушников на высокой громкости чревато частичной потерей слуха и может даже привести к глухоте . Неравномерность АЧХ и присутствие резонансных частот отрицательно действует на органы слуха, так как слушатель настраивает громкость воспринимая основной спектр частот, пренебрегая резонансной.

Также существует опасность из-за наушников пропустить важный звуковой сигнал, например, при движении по дороге, как водителями (поэтому во многих странах вводятся ограничения на использование наушников водителями автотранспорта), так и пешеходами, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия .

См. также

Примечания

Ссылки

Проблема выбора такого, как многим покажется на первый взгляд, маловажного «аксессуара», как наушники - сегодня актуальна как никогда! Благодаря стараниям маркетологов, многие действительно важные критерии выбора были задвинуты назад, а практически бессмысленные выдвинуты вперед.

Выбираем наушники: советы ZOOM

Это привело к довольно забавным ситуациям. Со стороны человека, разбирающегося в проблеме, это выглядит, как если бы покупатели стали, например, выбирать автомобили по длине двигателя и с пеной у рта доказывать, что автомобиль с длинным двигателем лучше автомобиля с коротким, полностью игнорируя все остальные критерии. Разобраться, на что смотреть, что слушать, а что не стоит даже брать в руки, - и является целью данного материала.

Для чего это нужно?

Для чего нужны наушники вообще - думаю, всем понятно - чтобы слушать музыку одному и поменьше мешать этим процессом окружающим или, чтобы они поменьше мешали вам.

Для чего нужно менять наушники идущие с плеером? Здесь ответ тоже вполне очевидный - они очень низкого качества. Хорошие наушники стоят дорого, и использование их в качестве комплектных резко повысит конечную стоимость устройства. Что сразу снизит его конкурентоспособность - всем же не объяснишь, что здесь 50% - стоимость за наушники. Тем не менее, конечное качество звука плеера определяется в первую очередь наушниками. Плеер стоимостью $500 с комплектными наушниками будет звучать несравнимо хуже, чем плеер за $50 с хорошими наушниками за $50-100.

Для чего нужны отдельные дорогие большие наушники? В первую очередь - для прослушивания музыки дома, на стационарной технике, портативные плеера их в большинстве случаев вообще не могут раскачать. И зачем это? - спросите вы. Для того чтобы достичь высочайшего качества звука! Покупая такие наушники, при небольшом бюджете вы получите звук на порядок более дорогой колоночной техники, а при серьезном бюджете - и просто недостижимое для колонок качество звучания. И, надо отметить, вам не потребуется создавать специальную комнату для прослушивания музыки и у вас не будет проблем с «домашними» (то, что вас покалечат за расход месячного семейного бюджета на наушники, - не в счет).

На что смотреть при выборе?

Первое, на что все смотрят, - частотный диапазон. Смотреть на это не нужно, это самый бессмысленный параметр в характеристике. По важности в выборе он соответствует «длине двигателя», упомянутой во вступлении. Покупателям проще - сравнил две цифры и выбрал, а маркетологи этим воспользовались, раздув значимость этого параметра до огромных масштабов.

Sennheiser IE4: вкладыши высокого качества за разумные деньги

Давайте разберемся с самого начала. Еще со школьного курса многие помнят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц частотного диапазона. В начале этого диапазона находятся низко-частоные звуки - «басы», в верху - высокочастотные. Задача любых наушников - корректно воспроизвести этот диапазон, то есть без завалов, без хрипов или бубнения на «басах», без шипения или скрежета на «верхах», и без проблем в середине. Эту способность отражает амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), зависимость громкости от частоты, обычно представляется в виде графика. Соответственно, чем ровнее эта кривая, тем более точный звук. Когда производитель пишет на коробке частотный диапазон, то в идеале он как раз и должен указать длину этого линейного ровного участка. Но если написано, например, диапазон 5 Гц – 30000 Гц это не означает что выше 30 кГц или ниже 5 Гц наушники не издают звук вообще – просто там громкость начинает спадать. Если громкость спадет на 0,0001% считать ли это границей диапазона? А если на 0,1%, 1% или даже 10%?

Проблема в том, что производитель сам устанавливает этот критерий. Причем стараясь его как можно сильнее увеличить, дабы написать диапазон пошире и привлечь больше покупателей (случаи, когда диапазон пишется вообще без каких-либо измерений, рассматривать не будем, но такое встречается). Отсюда и появляются такие казусы, когда у наушников за 200$ с потрясающим звуком, заявленный частотный диапазон хуже, чем у агрегата за 10$, и звуком как у консервной банки.

Sennheiser IE8: модель для профессионального мониторинга

Даже если диапазон измерен правильно и честно, он все равно не может быть критерием выбора. Так как главное ведь - не ширина линейной части АЧХ, а именно ее линейность. Две цифры начала и конца ничего не скажут об «искаженности» или линейности этого диапазона. Производители бюджетных моделей не любят показывать графики АЧХ своих наушников, так как линейный диапазон там, мягко сказать, не совсем линейный.

В тоже время по самой АЧХ опять нельзя выбирать наушники - можно только отфильтровать их на хорошие и плохие, так как определить характер звучания по АЧХ очень сложно - проще послушать модель вживую, используя конкретные композиции. Помимо частотного диапазона на коробке указывают еще два параметра, которые уже представляют некоторую важность.

Audio-Technica ATH CK9: 11-мм мембраны обеспечивают отличную передачу звука

Один из них - сопротивление. Если не вдаваться в радиотехнику, то можно сказать следующее - чем больше сопротивление, тем более мощный источник нужен для наушников и тем меньше влияние самого источника на звук. То есть если к низкокачественному плееру вы подключите наушники с сопротивлением 8-16 Ом, то помимо всех мельчайших деталей и нюансов музыки, вы услышите еще и такие «приятные» звуки, как шум усилителя, треск от внутренних процессов (например, перемещений головки жесткого диска в HDD-плеерах, или просто шорох от переключения вкладок в меню плеера и т.п.). Естественно, подразумевается, что сами наушники довольно высокого качества, чтобы услышать такие нюансы, на низкокачественных ушах подобных проблем нет, но и хорошей детализации самой музыки там тоже нет.

Если же вы подключите к портативному источнику большие мониторные наушники на 250 Ом, то ничего с плеером не произойдет - он не задымится, как почему-то многие думают. Просто звук будет тихий и плоский. Наушники будут именно «шептать», а не играть. И как при шепоте не возможен бас, глубина, красота голоса, так и здесь все это будет потеряно.

Компромисс для портатива обычно находится в районе 32-64 Ом - в этом диапазоне ушки будут раскачаны практически любым плеером. Один будет играть чуть громче, другой - чуть тише, но можно будет слушать комфортно. Если сопротивление в наушниках больше 100 Ом, то нет смысла брать их для портативной техники, подключая напрямую, если меньше, то плеер должен иметь аудиовыход высокого качества. Сперва нужно разобраться с конкретными наушниками и источником, а потом уже судить - будет ли воспроизведение отвечать вашим запросам или нет.

Sennheiser HD 595: отличная модель для дома

Чувствительность - это второй значимый параметр наушников. Опять же, если не уходить в радиотехнику, то это - КПД наушников. С ним все гораздо проще, нежели с сопротивлением: чем больше значение, тем громче звук, чем меньше - тем тише. И без всяких оглядок на источник.

Сопротивление и чувствительность могут дать приблизительные параметры о громкости наушников и возможности их использование с тем или иным источником (исключения, конечно, тоже бывают, но их меньшинство). Например, если имеются ушки с сопротивлением 100 Ом, то, скорее всего, они не раскачаются портативным плеером в полном объеме, но есть модель Numark D200, у которой при таком сопротивлении чувствительность зашкаливает за сотню, в результате получаем на портативе вполне сочный звук.

Если вы не хотите мучиться с цифрами или вы в них ничего не поняли, не расстраивайтесь - эти данные все равно очень условны, и как, вы уже догадались, позволяют очень приблизительно судить лишь о «глобальных параметрах» и никак о качестве звука. Поэтому наушники лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

M-Audio IE-40: модель за 18 тысяч рублей для профессионального мониторинга звука

Также необходимо обратить внимание на акустическое оформление наушников, которое бывает «закрытым», «открытым» и промежуточным - «полуоткрытым». Название пафосное, но на самом деле все просто. Я думаю, вы не раз видели большие наушники, такие, которые закрывают все ухо целиком. Присмотритесь к ним как-нибудь, вы сможете заметить, что у некоторых моделей внешняя стенка самого наушника закрыта наглухо, а у некоторых «вся в дырочках», или даже просто покрыта сеткой. В первом случае - это закрытые наушники, во втором - открытые. Есть и некий промежуточный вариант с «полуприкрытыми дырочками» - полуоткрытые.

На что это влияет, кроме внешнего вида? В первую очередь, на звукоизоляцию. В закрытых наушниках вы ничего не слышите вокруг, и никто не слышит, что играет у вас. В открытых все наоборот - вы слышите всех, и все слышат то, что у вас играет в наушниках.

С первого взгляда может показаться, что открытые наушники вообще не нужны, так как имеют одни минусы. Но это совсем не так, из-за глухой задней стенки динамика, звук не выходит наружу, отражается от нее и идет обратно в ухо, что вносит небольшие искажения, некую гулкость. Производители стараются всеми силами бороться с этим эффектом, обклеивая внутренние стенки наушника различными материалами, придумывая разные конструкционные изыскание, но радикального средства нет. Закрытые наушники с качеством звучания, аналогичным открытым, сделать сложнее, в результате, если мы возьмем две модели одинакового ценового диапазона, то открытые будут играть лучше (но у каждого правила есть свои исключения). С другой стороны, если вы будете использовать наушники в метро, или ваши домочадцы не очень любят вашу музыку - то вариантов у вас практически нет, кроме как брать закрытые модели. Также закрытое акустическое оформление подойдет любителям баса. Бас в таких наушниках обычно воспроизводится сочнее, хотя не всегда точнее.

Закрытость и открытость характерны не только для больших мониторных наушников, но и для любых наушников, даже у маленьких вставных наушников тоже могут быть «дырочки».

Легендарные арматурные наушники Ultimate Ears 10Pro - изготавливаются только по индивидуальному слепку ушного канала своего будущего владельца

На что совсем не стоит смотреть при выборе, так это на всякого рода «революционные технологии», типа bluetooth-наушников или даже банальных радионаушников. Попробуйте просто посчитать. Если беспроводные наушники стоят $60-100, а нормальный радио- или bluetooth-передатчик/приемник - порядка $50-80, то на сами наушники останется не больше $10-20. А если добавить к этому, часто, полную некомпетентность фирмы в области «ушестроения», то получаем за 100 долларов наушники звучащие как худшие 10-20 долларовые. Хорошие радионаушники, конечно, есть, например AKG HEARO 999 AUDIOSPHERE, но цена их раз в 10-20 отличается от «ширпотребного» многообразия.

Похожая ситуация с наушниками пятиканального звука. Нормально сконструировать наушники с одним динамиком сложно, а с двумя - еще сложнее. Почти невозможно в таком маленьком объеме ушной чашки добиться согласованности звучания. А засунуть пять и засунуть согласованно - чертовски сложно! Поэтому в такие наушники просто воткнуты 5 динамиков и все. На этом производитель успокоился. Как они будут вместе играть - уже не важно. Для прослушивания музыки такие наушники вообще не пригодны. Для компьютерных игр - с большим натягом. Любители динамичных игр, думаю, уже давно знают, что обычные хорошие наушники дадут локализацию звуков намного лучше, чем 5.1.

Вкладыши

Начнем с самых известных и распространенных «вкладышей», или «таблеток». С данным типом, думаю, знакомы абсолютно все, так как подавляющее большинство плееров комплектуется такими наушниками. Дорогих и хороших моделей здесь мало. Рассматривать закрытость/открытость не имеет смысла - звукоизоляция у них крайне слабая, даже у моделей с закрытым типом акустического оформления. «Вкладыши» оставляют ушной канал открытым, не препятствуя проникновению звуков извне, сводя тем самым звукоизоляцию на нет. Плюсы «таблеток» - это комфорт и цена, а к минусам следует отнести слабую звукоизоляцию и отсутствие объемности звуковой сцены. Моделей подобного типа довольно много, но большинство из них, мягко говоря, недолговечны, не говоря уже о низком качестве звука. Впрочем, как и везде, существуют свои исключения из правил. К примеру, линейки наушников-вкладышей от Sony и Audio-Technica могут поспорить с лучшими представителями в других классах.

Вставные наушники

По внешнему виду похожи на вкладыши, но принципиальное отличие в том, что они входят в ушной канал на некоторую глубину (на несколько миллиметров, как обычные беруши) и полностью затыкают ухо, обеспечивая очень хорошую звукоизоляцию. Качество звука в таких наушниках очень сильно разнится от фирме к фирме и от модели к модели.


Беспроводные "вкладыши" от Sennheiser

Можно порекомендовать модели фирм Sharp, Creative, Pioneer, Sony, Shure, Koss и Audio-Technica. Отдельно стоит упомянуть бюджетный вариант Koss Plug, так как за свою стоимость (около 500 рублей) они могут дать более-менее сносный звук (при применении эквалайзера).

Звук вставных наушников, конечно, лучше, чем у вкладышей, за счет звукоизоляции, но все равно довольно низок по уровню детализации, объемности. Маленькие динамики не в состоянии физически давать уровень звука больших. Второй существенный минус – это комфорт. Не каждому понравится, когда в его ухе находится посторонний предмет. У меня лично от такого начинает болеть голова уже через час прослушивания музыки. Из плюсов - это компактность, и уже упомянутая хорошая звукоизоляция. В том же метро вам не надо будет выставлять максимальную громкость, чтобы «перекричать» гул состава, можно слушать тихо и комфортно, не травмируя свой слух.

Хорошие наушники могут понадобиться владельцу многих видов современной техники – начиная от аудиоплеера, заканчивая домашним кинотеатром. Как выбрать наушники, подходящие именно для ваших целей?

Стоимость наушников Beats Studio в интернет-магазинах находится в диапазоне 5490–7990 рублей.

Основные критерии выбора

Важнейшими характеристиками, влияющими на выбор наушников, независимо от того, для чего они будут использоваться, являются следующие параметры.

Качество звучания

Оно не в последнюю очередь зависит от частотного диапазона наушников, который в идеале должен быть равным 20–20000 Гц. Хотя большинство производителей такой техники не указывает для своих изделий ещё один не менее важный параметр – линейность АЧХ. Поэтому качество звучания, скорее всего, будет зависеть не от частот, а от цены устройства – чем она выше, тем приятнее будет слушать качественную музыку.



joycedragan / Shutterstock.com

Удобство ношения

Тут основным критерием уже являются предпочтения покупателя. Кто-то предпочитает компактные и негромкие наушники, вставляющиеся в уши не только при прослушивании плеера, но даже, сидя за компьютером (например, в офисе).

Люди же, для которых важнее звукоизоляция, но ушные вкладыши по какой-либо причине не подходят, могут носить наушники с широкими чашами даже по улице.

Cтоимость

В большинстве случаев покупателю наушников стоит выбирать их ценовой диапазон в зависимости от требовательности к качеству звука. Так, например, для разговоров по мобильному телефону и даже Скайпу нет смысла тратиться на слишком дорогую модель (хотя и наушники за пару десятков рублей приобретать тоже не стоит), а вот уже меломану стоит рассмотреть варианты ценой от $100 и выше.

Статья по теме: Новинки ноутбуков 2017

Параметры провода наушников

В первую очередь это его длина. Стандартных полутора метров будет вполне достаточно для человека с плеером или смартфоном. Тем, кто при помощи наушников смотрит телевизор, могут пригодиться устройства с 5–10-ти метровыми проводами. Беспроводными наушниками пользоваться, хотя и удобнее, но качество звука при этом теряется, а в самом устройстве время от времени приходиться менять или подзаряжать аккумуляторы.

Как выбрать наушники для телефона

Выбирая наушники, подходящие для мобильного телефона (а также для плеера), кроме общих критериев, стоит руководствоваться ещё и параметрами.

Звукоизоляция устройств

Как правило, слушая музыку или разговаривая по телефону, хочется отгородиться от посторонних звуков. А, значит, неплохим выборов будут либо вакуумные наушники, либо полноразмерные, закрывающие уши.

Хотя, если вы во время их использования, например, едете на велосипеде или идёте по тротуару, иногда пересекая дорогу, лучше всё-таки слышать некоторые звуки - в этом случае вполне подходят обычные «вкладыши» или накладные, но с небольшим размером чаш.



Чувствительность и сопротивление

Первая должна находиться в пределах 100–120 дБ, второе – быть равным 10–60 Ом.
Что же касается гарнитуры, идущей в комплекте с телефонами и другими гаджетами, она подойдёт только неприхотливым меломанам, для которых качество звучания не играет особой роли. Поэтому в основном такие наушники лучше будет заменить.

Как выбрать беспроводные наушники

Никуда не девающиеся требования к качеству звучания и удобству для беспроводных наушников дополняются ещё и необходимостью выбора таких параметров:
Ёмкости аккумулятора (от которой зависит время работы устройства) и возможности его зарядки. Хорошим вариантом будет, если наушники можно подзаряжать, не доставая из них батарею.

Радиус действия

Как правило, для моделей среднего ценового диапазона она достигает 50–100 м, чего более чем достаточно для большинства пользователей;

З начение данных указанных производителем на упаковке с наушниками как правило обычному потребителю не о чем не скажет, поэтому многие продавцы-консультанты пользуясь неосведомленностью покупателя с легкостью, «навешав лапшу», сплавливают залежавшийся товар. Чтобы этого не произошло с вами, в основных технических параметрах наушников и их значении следует научиться разбираться самостоятельно.

Характеристики частот без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ отнюдь не гарантирует высокую детальность звука.

Диапазон частот в наушниках и его значение.

Принято считать, что чем выше границы частотного диапазона, тем лучше качество звука. Но как мы знаем из учебника биологии — человек способен различать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Тогда зачем производители различных аудиоустройств выпускают товары с частотами превышаемые слышимую область слухового аппарата человека в два-три и более раз выше.

Если в характеристиках частот понравившейся модели наушников вы видите значения превосходящие пределы слышимой области, скорее это плюс чем минус. Такие динамики способны работать не только в узком граничном режиме, но и имеют дополнительный потенциал, для более точной, без искажений передачи слышимых частот.

Размер динамиков и мощность наушников.

Диаметр динамика — это только его размер и не более того, но почему-то многие покупатели осознано или подсознательно убеждены во взаимосвязи величины драйвера (он же динамик) и качества звучания акустики.

Характеристика размер динамика лишена смысла, по сути это маркетинговая уловка рассчитанная на стереотип непросвещенного покупателя.

Мощность акустики — имеет значение при выборе. Этот параметр сообщает нам о выходной мощности динамиков и влияет на их громкость. Чем выше значение мощности наушников, тем звук «сочнее, ярче», басы больше, интерпретация точнее.

Наушники высокой мощности от 2000 мВТ и выше намного быстрее разрядят батарею вашего портативного устройства. Если мощность источника звука превысит максимально допустимую для наушников, они могут выйти из строя. Учитывайте эти нюансы при выборе.

На что влияет чувствительность наушников?

Отвечу коротко — параметр чувствительность отвечает за громкость звука. При одинаковой мощности наушников, громче будут звучать те, чей показатель чувствительности выше. Ориентируйтесь на показатель чувствительности от 90 дБ и выше, такие устройства можно считать хорошими.

Что значит сопротивление в наушниках?

На что влияет сопротивление или что такое импеданс в наушниках? Данный технический параметр означает следующее: чем больше сопротивление (импеданс)
наушников, тем более мощный должен быть входящий сигнал, чтобы раскачать мембрану.

Таким образом для плееров и других портативных гаджетов приемлемое сопротивление наушников составляет 16-50 Ом. Более мощным наушникам с импедансом от 250 Ом потребуется источник звука мощнее обычного плеера, конечно они будут работать и от стандартного плеера, но мощного звука вы не получите.

Существует следующая закономерность, чем выше сопротивление, тем четче и чище звук. Поэтому низкоомные наушники могут передавать звук с искажением, а высокоомные не достаточно громко при невысокой мощности источника исходящего сигнала.

Хорошим выбором для портативного плеера и компьютера станут наушники с импедансом 32-80 Ом. Для более профессиональной работы в студии и т.п, сопротивление наушников может быть от 200 Ом и выше с использованием усилителей звука.

При выборе наушников, например для плеера учитывайте его мощность, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Обычно портативные гаджеты предназначены для работы с низкоомными головными мониторами с сопротивлением в 32 Ом.

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика наушников.

АЧХ — один из наглядных способов представления звучания головных мониторов в виде графика. Как правило это кривая на которой можно увидеть как передают частоты те или иные наушники. Чем меньше на графике резких изгибов и чем дальше проходит данная линия тем точнее мониторы передают исходный аудиоматериал. Любители басов по графику АЧХ могут понять подходят им эти наушники или нет, на графике в районе низких частот должен быть «горб». Чем выше простирается график, тем звук наушников громче.

Ровная линия АЧХ не гарантирует высокого качества звучания. Это дает нам основание полагать, что звук в наушниках сбалансирован, другими словами низкие частоты не заваливаются и не выпирают, слух не режут.

Коэффициент нелинейных (гармонических) искажений.

В западной литературе обычно пользуются КГИ — коэффициент гармонических искажений, тогда как в отечественной литературе традиционно предпочитают КНИ — коэффициент нелинейных искажений. Это пожалуй единственный параметр по которому можно судить о качестве звука. Если вы стремитесь получить высокое качество звучание наушников, выбирайте модели с коэффициентом гармонических искажений менее 0,5%. Головные мониторы с показателем более 1% можно считать посредственными.

Очень часто вы не найдете данного показателя не на упаковке не на официальном сайте некоторых производителей, возможно производителю есть что скрывать, это повод задуматься. Так например широко разрекламированные наушники популярной среди молодежи модели Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц.

Если вы нашли данную характеристику в описании понравившейся вам модели, обратите внимание на то для какой частоты указан данный показатель. Дело в том, что коэффициент гармонических искажений не постоянен по всему спектру частот. Ввиду того, что человеческое ухо менее разборчиво слышит область низких частот, в низко частотном диапазоне допустимы гармонические искажения до 10%, а вот в области частот от 100 Гц до 2кГц - не более 1 %.

Лучшие производители наушников

Теперь вы знаете значение характеристик наушников и вряд ли купите «кота в мешке», но всё же я советую выбирать головные мониторы известных брендов, проверенных временем и зарекомендовавших себя с хорошей стороны.

Вот несколько надежных фирм: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure. В модельном ряде данных производителей десятки моделей наушников, но как ни крути все они изготовлены по похожим технологиям, поэтому и их акценты очень схожи.

Любителям классического рока стоит присмотреться к моделям фирмы KOSS, они обладают ярко выраженным басом. Головные мониторы под брендом AKG славятся «красотой» — детальностью высоких частот. Наушники немецкой фирмы Sennheizer обычно имеют относительно ровную АЧХ, что свидетельствует о хорошей сбалансированности без заваливания и выпирания частот.

Что означают буквы в названии наушников?

Буквенный префикс в наименовании головных мониторов указывает на конструктивные особенности и некоторые технические детали модели.
Вот пример умной маркировки наушников фирмы Sennheiser:

  • CX, а также серия IE - внутриканальные наушники;
  • MX - вставные наушники;
  • HD - классические с оголовьем;
  • RS - беспроводные, в комплекте база и наушники;
  • HDR - дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX - вставные с креплением типа «крюк»;
  • OCX - внутриканальные с креплением типа «крюк»;
  • PMX - накладные или вставные с затылочной дугой;
  • PXC - линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC - компьютерные гарнитуры;
  • HME - модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

Если в конце названия модели вы встретите индекс «i», то перед вами наушники способные работать с гаджетами Apple.

Итоговые значения главных технических характеристик головных мониторов должны быть следующие.

1. Размер динамиков не имеет никакого значения с технической точки зрения.
2. Мощность акустики — Чем выше значение мощности, тем «ярче» звук, басы выше, интерпретация точнее.
3. Чувствительность — от 90 дБ и выше, можно назвать хорошими.
4. Сопротивление (импеданс) — для портативного плеера, и компьютера выбирайте головные мониторы с импедансом 32-80 Ом. Для студийной работы от 200 Ом и выше.
5. Коэффициент гармонических искажений — высокое качество звучание обеспечат модели с коэффициентом гармонических искажений менее 0,5%. Головные мониторы с показателем более 1% можно считать посредственными.

Хорошего вам дня и удачи в выборе наушников!

Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

Чувствительность

Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

Мощность

А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Сопротивление

Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

Частотный диапазон

Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

Уши против цифр

В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!