Десять Android-смартфонов с лазерным автофокусом камеры. Что такое фазовый автофокус в камере смартфоне

Фотографии, снятые на камеру смартфона, могут быть красивыми. Мы понимаем это, глядя на красивые изображения, выложенные в сеть нашими товарищами. И только у самих все время получается что-то не то: то освещение плохое, то выдержка «подкачала», то снимок омрачается наложением всевозможных оттенков. Потом мы стараемся исправить ситуацию с помощью фильтров, но делаем только хуже. Так как же нужно фотографировать, чтобы камера смартфона Android срабатывала в самый подходящий момент?
Прежде всего, стоит отметить, что пока человек не научится фотографировать, то даже с профессиональным аппаратом качество будет ужасным, тогда как красивые снимки можно получить даже на самую простую камеру, вне зависимости от «наворотов» и количества мегапикселей.

Правило номер один: как можно реже используйте вспышку. Ее придумали для крайних случаев, когда по какой-либо причине организовать другие источники света не получается.
Лучшие снимки получаются в условиях естественного освещения. Именно так можно добиться максимальной выразительности объекта и минимального наложения посторонних оттенков.
Свет должен попадать на объект съемки, а не в объектив.
Экспозиция влияет на яркость и четкость изображения. Однако настроить ее вручную в заводское ПО Android не позволяет. Специальные приложения открывают доступ к широким настройкам, позволяют устанавливать необходимую чувствительность камеры.
Баланс белого позволяет настроить цветовую гамму будущего фото. Регулировать этот параметр и менять автоматически заданные значения можно тоже с помощью различных приложений.
Фокус. Android-смартфоны фокусируются автоматически, но при этом нужно обеспечить неподвижность камеры в момент съемки, и убедиться, что в фокусе находится именно тот объект, на котором хочется акцентировать внимание.
Композиция. Золотое правило любого уважающего свою работу фотографа – разделить пространство на 9 равных частей, и расположить объект или объекты съемки на пересечении линий, или вдоль них. При этом в настройках камеры смартфона Android обязательно есть возможность эти линии показать на экране, так что дело за малым.

Специальные приложения для фотографирования

Чтобы окончательный результат радовал вам глаз, давайте рассмотрим софт для съемки с телефона Андроид.


Google Camera – одно из наиболее адаптированных для простого пользователя приложений. Открывает доступ к многим полезным параметрам, отличаясь при этом понятным и простым интерфейсом.
Фильтров и возможностей редактировать фото здесь нет, зато в комплекте с другим ПО, как Photoshop Express, например, Google Camera показывает себя как нельзя лучше. В ее арсенале: эффект боке, или режим «Lens Blur», возможность настраивать экспозицию, при плохом освещении включается режим HDR.


Данное приложение отличается следующими преимуществами:
Сетки для кадрирования и композиции (несколько вариантов).
Ручная настройка фокуса и экспозиции.
Блокировка баланса белого перед началом съемки.
Независимая регулировка теней, яркости, цветовой температуры.
Широкое разнообразие фильтров.

Компания ASUS в новых моделях ZenFone сделала ставку на «фишки» камеры. Вы ведь догадались, как появилось название ZenFone 2 Laser? Причина этому кроется в системе лазерной фокусировки камеры, что редкость в недорогих устройствах, и даже есть не в каждом флагмане 2015 года. Но чтобы было немного интересней, хочется начать разговор с устаревшего типа фокусировки и его недостатках, чтобы после этого перейти к преимуществам системы лазерного автофокуса.

Наиболее распространенное решение для наведения на резкость в камерах смартфонов - контрастный автофокус. Название этой технологии отражает принцип ее работы. Речь идет о постоянном считывании и анализе изображения с матрицы, в результате чего происходит перемещение объектива вперед и назад в поисках зоны с наибольшим контрастом. Очевидный недостаток такого типа автофокуса - медлительность. Положение объектива в точке с наибольшим контрастом определяется только после получения информации о его полном перемещении. Если в некоторых ситуациях такое поведение системы фокусировки может быть допустимым, то в случае с мобильной съемкой нам требуется нечто иное. Достал смартфон, быстро сделал классный кадр и убрал его обратно - на все эти действия должно уходить как можно меньше времени. Иначе у вас всегда будет вероятность пропускать классные моменты или получать на выходе нечто размытое. Разве такой мы представляем себе мобильную съемку?











Решением проблемы медлительности контрастной фокусировки стало использование других технологий, которые позволяют сократить «пробег» объектива в процессе наведения на резкость и дать нам возможность быстро реагировать на появление каких-нибудь неожиданных ситуаций. В последние несколько лет одним из важнейших параметров в камерах смартфонов стала скорость фокусировки, и это тот редкий случай, когда гонка за количественными показателями действительно необходима и оправданна. Одним из способов сократить время наведения на резкость стало использование лазера, работа которого напоминает функционирование дальномера. Излучатель, расположенный около камеры смартфона, отправляет тончайший луч света, который отражается от поверхностей и возвращается обратно к источнику. За счет этого происходит определение расстояния до объектов и вычисляются необходимые параметры фокусировки. В результате сильно сокращается путь объектива для наведения на резкость - камера сразу понимает направление движения для фокусировки.











К сожалению, с учетом компактных размеров корпуса смартфона лазерная фокусировка недостаточно мощная, так что на больших дистанциях и при съемке на открытых пространствах ASUS ZenFone 2 Laser все-таки приходится переключаться на контрастный автофокус. Тем не менее, наличие лазера нельзя назвать маркетинговой функцией. Устройство действительно очень быстро фокусируется при съемке объектов, которые находятся на небольшом расстоянии. Кроме того, скорость и точность работы лазерного автофокуса не идет ни в какой сравнение с контрастным при съемке в сумерках и темноте. Если камера не может определить четкость границ плохо освещенных объектов, то луч света лазерного автофокуса безошибочно вычисляет расстояние и за доли секунды обеспечивает наведение на резкость.


Если же говорить о техническом оснащении ASUS ZenFone 2 Laser, кроме окошка лазерного автофокуса, на задней панели находится камера с разрешением 8 или 13 Мп (в зависимости от модели), диафрагмой F2.0 и двухцветной вспышкой RealTone. Последняя служит для того, чтобы объекты на фотографиях с использованием дополнительного источника освещения не получались неестественно бледными. Особенно это актуально при съемке людей, ведь именно внешний вид кожи становится одной из главных проблем при использовании вспышки. Что касается сенсора, разрешения достаточно для получения качественных и хорошо детализированных фотографий.


Что касается фронтальной камеры, на лицевой стороне ASUS ZenFone 2 Laser находится модуль с разрешением матрицы 5 Мп и диафрагмой F2.0. Объектив широкоугольный и обеспечивает угол обзора 85°, что пользуется спросом при съемке автопортретов - хочется ведь не только себя крупным планом показать, но также уместить в кадре друзей или достопримечательности на фоне. Впрочем, если угла обзора все-таки не будет хватать, на выручку придет программная функций создания панорамных селфи. Просто нужно немного поводить устройством по горизонтали при съемке, и тогда в памяти ASUS ZenFone 2 Laser останется фотография большой компании или чего-то очень интересного и масштабного на фоне вашего лица.


Интерес также представляет программное обеспечение камеры ASUS ZenFone 2 Laser. Для основной доступно семнадцать режимов съемки, начиная от обычных «Авто», HDR и ручного режима, заканчивая созданием GIF-анимаций, супер разрешением и эффектом миниатюры, он же Tilt Shift. Фронтальная камера имеет меньше доступных опций: Улучшение портрета, Панорама селфи, Авто, Ночь, HDR, Эффект, Слабое освещение, Анимация GIF и Замедленная съемка. Об этом и всех опциях основной камеры читайте ниже.


Авто

При выборе автоматического режима у пользователя нет доступных опций. Просто прицеливаетесь, нажимаете на кнопку съемки и получаете результат. Все параметры выбираются автоматически. Этот режим лучше всего подходит для повседневной съемки, когда пользователю не нужны художественные эффекты, а вместо этого важнее сделать кадр как можно быстрее.

Вручную

В ручном режиме есть возможность самому выбирать такие параметры съемки как баланс белого, экспозиция, светочувствительность, выдержка и фокусное расстояние. Пользователь может оставить один или несколько этих параметров на откуп автоматике, либо все настроить по своему выбору. В частности, это будет полезно для фотографий с большой выдержкой, когда вы снимаете со штатива или подставки.

HDR

Расширенный динамический диапазон пригодится в тех случаях, когда не хочется жертвовать ни светлыми, ни темными участками кадра. Лучше всего это работает при съемке городских и природных пейзажей, когда часть объектов оказывается на солнце, а некоторые - в тени.

Улучшение портрета

В режиме «Улучшения портрета» по шкале от 1 до 10 можно менять такие параметры как «румянец», «мягкая кожа», «тон кожи», «большие глаза» и «тонкие щеки». Выкрученные на максимум ползунки дают гротескный результат - пользователь становится похож то ли на инопланетянина, то ли на карикатуру самого себя. Делиться такими снимками вы вряд ли станете, но живот надорвать от смеха после кривляний перед камерой точно можно. А если не ставить значения параметров ближе к максимуму, отлично маскируются небольшие недостатки кожи и селфи становятся лучше, но в то же время естественными.

Супер разрешение

Камера ZenFone 2 Laser позволяет делать несколько кадров и программно соединять их для получения очень детализированных фотографий с разрешением, в разы превышающим заявленные 13 Мп. Таким образом, лучше всего снимать неподвижные сцены с большим количеством деталей, например, архитектуру.

Слабое освещение

При недостаточном освещении специальный режим повышает экспозицию для получения более светлых кадров, повышается детализация, а также происходит программное снижение шумов на фотографии. В некоторых ситуациях этот режим очень спасает.

Ночь

В отличие от предыдущего, режим «Ночь» позволяет владельцу ZenFone 2 Laser делать снимки едва ли не в полной темноте. На этот моменте, надо сказать, что чудес не бывает, и идеального качества картинки вы не получите, однако сможете хоть как-то сохранить памятные моменты. Пусть даже фотографии будут низкого качества, это лучше, чем просто черный прямоугольник, который получается у большинства других смартфонов.

Глубина резкости

Иногда при съемке макро, то есть очень близко расположенных объектов, хочется еще сильнее выделить передний план и минимизировать внимание, которое привлекает к себе задний. Специальный режим съемки в ZenFone 2 Laser позволяет сделать фон еще более размытым, а также программно менять силу этого эффекта на готовой фотографии.

Эффект

Режим «Эффект» - фильтры для творческой съемки, например, есть черно-белый режим, негатив, сепия, добавление сердечек на фотографии и другие опции для простейшей обработки изображений.

Селфи

Если вам хочется сделать качественный автопортрет, не нужно переключаться на фронтальную камеру, вместо этого можно воспользоваться основной. При этом можно быть уверенным, что никто не останется за кадром. В режиме «Селфи» выберите количество людей, которое должно быть на снимке, и переверните смартфон экраном от себя. Как только все лица поместятся в кадр, ASUS ZenFone 2 Laser запустит обратный отсчет и звуковым сигналом подаст знак о съемке. После этого будет сделано три кадра, а вы сможете выбрать среди них лучший и воспользоваться эффектами режима «Улучшение портрета».

Анимация GIF

В некоторых случаях фотографий бывает мало, а видео - много. Например, если речь идет о смешных ситуациях с детьми или животными. Решить эту проблему позволяет режим «Анимация GIF», который делает анимированные картинки.

Панорама

Режим панорамной съемки в особых представлениях не нуждается. ZenFone 2 Laser отлично справляется со своими обязанностями, обеспечивая качественную склейку отдельных кадров в одну большую фотографию.

Миниатюра

Эффект размытия Tilt Shift, из-за которого предметы на фотографиях становятся похожими на крошечные миниатюры в музее, достигается при использовании специальных объективов. Но в смартфоне ZenFone 2 Laser реализован программный аналог этой функции, который добавляет размытие по краям кадра и оставляет четкой лишь небольшую полосу. Для художественных снимков, особенно с высоты, этот режим станет лучшим выбором.

Перемотка

Если у вас включен режим «Перемотка», но вы не смогли в нужный момент нажать на кнопку спуска затвора, не стоит переживать из-за потерянной возможности сделать крутой кадр. ZenFone 2 Laser позволяет немного отмотать время назад, поскольку записывает в память картинку немного раньше, чем вы нажмете кнопку съемки.

Интеллектуальное удаление

Бывает, что шикарный кадр испорчен случайным похожим или автомобилем. ZenFone 2 Laser умеет справляться с такой несправедливостью и убирает с фотографии лишние предметы.

Улыбочку!

При съемке людей чаще всего мы делаем несколько кадров, чтобы выбрать среди них лучший. Проблема в том, что лишние фотографии часто остаются и занимают место в памяти смартфона. Специальный режим «Улыбочку!» делает пять кадров, среди которых вы выбираете лучший, а неудачные автоматически удаляются с устройства.

Замедленная съемка

На самом деле этот режим относится скорее к видео, чем к фотографии, если говорить о результате, а не процессе создания. «Замедленная съемка» на самом деле ни что иное как таймлапс, то есть через равные промежутки времени смартфон делает фотографии, а потом склеивает их в ролик с ускоренным видео.


В итоге получается, что ASUS ZenFone 2 Laser в плане возможностей фотосъемки - один из лучших смартфонов в своем классе. Технические параметры камеры в этом устройстве отлично сочетаются с возможностями программного обеспечения и предлагают пользователям не просто делать качественные снимки, но также пробовать что-то новое в мобильной фотографии, экспериментировать с различными режимами и настройками, а главное - не упускать отличные кадры.

Как работает автофокус в смартфоне? Какой тип автофокуса работает лучше? Плюсы и минусы лазерного, фазового и контрастного АФ. Чем так хорош dual-pixel?

Как работает автофокус в смартфоне? На этот вопрос нет простого ответа. Нужно разобраться с каждой разновидностью автофокуса, изучить особенности конкретной технологии фокусировки. Только после этого можно делать хоть какие-то выводы. Поэтому сейчас мы поговорим и о разновидностях технологий автоматической фокусировки, и о достоинствах и недостатках каждой из них.

Что такое фокус и автофокус камеры

Тут все просто: линза объектива преломляет лучи и собирает весь свет в одной точке – фокусе. И если в этой точке находится сенсор матрицы, то кадр получается более детализированным и качественным. Естественно этим физическим явлением пользуются все фотографы. Они помещают «в фокус» какую-либо часть кадра, настраивают объектив вручную и акцентируют внимание зрителя на переднем или заднем плане, главном объекте или второстепенной детали. Остальная часть картинки окажется размытой.

Ну а начинающие фотографы могут воспользоваться системой автоматической фокусировки, когда автоматика захватывает «в фокус» один или несколько объектов в кадре, управляя и объективом, и матрицей. И эти объекты (или объект) получаются максимально резкими и детализированными. И никакого мастерства и чувства кадра здесь уже не нужно.

Вероятно, именно поэтому цифровая фотография стала более популярной, чем пленочно-бумажная версия искусства. Ведь автофокус в камере телефона или дешевого фотоаппарата позволяет сделать детальный снимок без лишних усилий. Весь процесс сводится к простому правилу: «наводи и щелкай».

Разновидности автофокусов и базовые принципы их работы

Линза камеры фокусирует лучи, отраженные от предмета, расположенного в пространстве перед объективом. При наведении фокуса камера ориентируется на расстояние до объекта и на интенсивность свечения, исходящего от него. На сегодня существует две разновидности режимов автоматической фокусировки:

  1. Активный вариант – он базируется на измерении расстояния с помощью локатора-дальномера.
  2. Пассивный вариант – он работает со световым пучком, замеряя его интенсивность.

Первый (активный) режим использует лазерное инфракрасное или ультразвуковое излучение с известной скоростью распространения волны в воздухе. Модуль-излучатель испускает направленный поток, который отражается от объекта и улавливается модулем приемником через некоторый промежуток времени. Далее вычислитель автофокуса умножает это время на известную скорость распространения волны и делит результат на два, получая точное значение расстояния. Направив излучатель на нужную область, пользователь получает оптимальную фокусировку, ориентируя внимание зрителя именно на этот участок фотографии.

Второй (пассивный) режим устроен несколько иначе. Он использует особые датчики (фотодиоды), измеряющие интенсивность свечения и специальный процессор, который определяет фокус по величине этого параметра. На практике это выглядит вот так: датчики фиксируют интенсивность свечения, далее процессор сдвигает фокус, после этого происходит повторный замер интенсивности, если плотность потока увеличилась, то фокусировка считается приемлемой. Если нет – происходит повторное смещение фокуса. И так до обнаружения максимальной интенсивности. В матрицах серьезных камер присутствует до 40-60 фотодиодов.

На основе этих принципов работают самые известные системы фокусировки: фазовая, лазерная, контрастная и dual-pixel. И далее по тексту мы каждый вариант, оценив попутно их базовые достоинства и недостатки.

Достоинства и недостатки лазерного автофокуса

В этом случае в модель камеры телефона встраивают лазерный излучатель и приемник. Первый генерирует узконаправленный луч, второй принимает отраженный сигнал. В итоге скорость наведения фокуса сокращается до тысячных долей секунды. Обычно речь идет о 250-300 миллисекундах, поскольку лазер распространяется со скоростью света.

Основное достоинство лазерного фокуса – высокая скорость реакции модуля, а основной недостаток – частые сбои. Узконаправленный лазерный излучатель иногда «стреляет» мимо цели, а отраженный сигнал легко теряется, особенно на открытых пространствах. Поэтому лазерный автофокус в камере смартфона в большинстве случаев работает в паре с фазовым или контрастным вариантом наведения.

Особенности фазовой фокусировки

Технология основана на дроблении луча, проходящего сквозь объектив на два потока. Это делается для того, чтобы замерить расстояние между потоками, проходящими сквозь противоположные края объектива. Если это расстояние укладывается в определенные величины, заданные в массиве данных, картинка считается сфокусированной. Для фиксации расстояния используются особые датчики, реагирующие на свет. Их сигналы обрабатываются процессором, который сравнивает считанные параметры с базовым массивом данных и дает сигнал сдвинуть фокус в нужную сторону.

Основное достоинство технологии – готовность поймать в фокус движущийся объект. Кроме того, этот вариант работает быстрее контрастного автофокуса. А еще эту систему можно использовать для подсчета такого параметра, как глубина резкости.

Главный минус фазовой технологии – сложная реализация. Система призм, зеркал, линз требует сверхточной физической юстировки и не менее скрупулезной программной настройки. Кроме того, точность такого фокуса зависит от светосилы объектива, а у мобильных телефонов с этим параметром бывают большие проблемы.

Плюсы и минусы контрастного фокуса

Технология не меняет ни матрицу, ни оптическую систему камеры смартфона. В качестве датчика тут используют либо весь фотосенсор, либо его часть. Процессор считывает текущую гистограмму с сенсора и оценивает контрастность кадра. А потом объективу дается команда сместить фокус, после чего происходит новое считывание гистограммы с переоценкой контрастности. И весь цикл повторяется до достижения максимального уровня контрастности в выбранной области кадра, на которую наводится фокус.

Главное достоинство технологии – это сочетание простоты реализации, дешевизны конструкции и компактных размеров. Такими автофокусами пользуются все производители бюджетных смартфонов.

Ключевой недостаток данного варианта – очень медленная скорость работы. Иногда процессор уходит в режим вечной «охоты за фокусом», которая кончается потерей редкого кадра.

Технология Dual Pixel

Такая технология фокусировки используется в дорогих зеркальных камерах. В мобильных устройствах ее пока применяют лишь во флагманских моделях Samsung, намеренно занижая разрешение фотографической матрицы с одновременным увеличением ее физических габаритов.

На эти ухищрения идет из-за желания привязать к каждому пикселю фотографического сенсора индивидуальный датчик, реагирующий на интенсивность свечения. Потом сигналы от датчиков обрабатывают и по фазовому и по контрастному алгоритму фокусировки, добиваясь не только идеально резкого, но и максимально контрастного изображения.

Если в случае с классическим фазовым фокусом на долю датчиков приходится не более 10% от общего числа пикселей в камере, то в случае с Dual Pixel они делятся в пропорции 50/50. Проще говоря, каждый пиксель является светочувствительным элементом и датчиком одновременно. Данная технология обеспечивает более точную и быструю фокусировку.

Из недостатков Dual Pixel следует отметить очень сложную реализацию подобных решений. Такими фокусами оснащают только флагманские устройства, например, аппараты из S-серии компании Самсунг (от седьмой модели и выше). Нечто подобное есть в последних iPhone (от шестой модели и выше), но у Apple эта технология фокусировки называется Focus pixels, и она ближе к обычному фазовому автофокусу, чем к Dual Pixel.

Автоматическая фокусировка является обязательной частью камеры большинства современных мобильных . Данная функция является нужной, поскольку зачастую она является единственным способом резкость снимка для получения кадра необходимого качества. И если в полноценных камерах часто существует возможность настроить фокусировку вручную, большая часть мобильных телефонов не имеет такой возможности, а потому улучшить качество снимка другими способами не получится.

Использование автофокуса

В мобильных телефонах и функция автоматической фокусировки активирована по умолчанию и используется при проведении любого снимка. Чтобы сделать фокусировку, достаточно нажать на функциональную клавишу аппарата для произведения снимка. Также многие фиксируют текущий кадр при нажатии на соответствующую сенсорного экрана. Устройство автоматически определит объект, относительно которого необходимо настроить фокус, и произведет нужный снимок.

Современные также поддерживают более полный режим автоматической фокусировки, который реализуется с использованием кнопки затвора камеры. Для произведения настройки пользователю требуется спустить клавишу приблизительно до половины. Это дает возможность камере произвести фокусировку, настройку резкости и яркости.

После срабатывания автофокуса и получения соответствующего пользователь может дожать кнопку, чтобы сработал затвор. Аналогичным образом фокусировки на сенсорных экранах – пользователю необходимо нажать и удерживать пальцем клавишу до тех пор, пока камера не настроит фокус. Отпустив палец, пользователь произведет снимок, который будет сохранен в памяти устройства.

Недостатки

Тем не менее в технологии автофокуса существуют некоторые недостатки. Зачастую автоматическая фокусировка не может определить объект, относительно которого необходимо выполнять настройки резкости. Иногда камера не способна найти несколько объектов для фокусировки, что также понижает качество снимка.

Тем не менее с выпуском каждого нового аппарата технология автоматической фокусировки совершенствуется и ее функционирование улучшается, что позволяет хорошие и качественные кадры. Также некоторые современные устройства оборудованы настройкой параметров ручного фокуса, что позволит решить данные проблемы при произведении некоторых снимков.

Авто обеспечивает автоматическую наводку объектива в кадре и настройку резкости. Режимы автофокуса на большинстве камер одинаковы, как и принцип работы. Данная функция имеет различные настройки, которые позволяют фотографу настроить камеру под съемку практически любых фотографий.

Инструкция

Для включения режима автофокуса на многих профессиональных и полупрофессиональных камерах используется специальный переключатель, который может быть установлен в двух режимах: AF или M. AF – стандартное сокращение для названия функции автофокуса, а M включает режим ручной настройки резкости. Если на камере данный переключатель отсутствует, значит выбор режима осуществляется через соответствующий пункт меню. Если вы не можете найти данную функцию, воспользуйтесь инструкцией для фотоаппарата, которая обычно поставляется в комплекте.

На некоторых камерах автофокус также имеет различные режимы. AF-A отвечает за полностью автоматическую регулировку резкости кадра. Камера автоматически определяет объект, на котором необходимо произвести фокусировку. Данная функция хорошо подходит для большинства кадров.

Автофокус - одно из самых полезных достижений современной фотографии. Большинство современных систем видеонаблюдения невозможно представить без автофокуса. Научиться контролировать эту технологию - вот один из важнейших навыков любого фотографа.

Что такое автофокус?

Для начала неплохо бы ответить на другой вопрос. Что такое фокус? В фотографии это понятие центральное, оно относится к изображению с высокой четкостью, самобытностью, какими-то мелкими деталями. Достижение точной фокусировки - вот к чему фотографы обычно стремятся.

Имея в руках камеру, как систему с совершенным зрением, мы видим объектом свое интереса - отображение с идеальной детализацией. Так же, как и при плохом зрении, при плохой фокусировке мир кажется размытым. К счастью, в отличие от наших глаз, фокус объектива можно отрегулировать так, чтобы получить желаемое четким, однако, это не просто и даже не всегда возможно. Тут на помощь приходит автофокус.

По сути своей автофокус - это любая технология, которая автоматически (без вмешательства фотографа) изменяет фокусное расстояние объектива. Эта функция может быть более точной, чем "глазной" контроль и ручная фокусировка, и может быть использована, чтобы улучшить фокусировку на движущихся объектов, которые наши глаза и рефлексы пытаются отслеживать изо всех сил.

Использование автофокуса

Большинство людей уже знакомы с автофокусом. Он существует почти на всех современных фотокамерах, от передовых форматов Hasselblads до обычных смартфонов., и почти всегда фокус настроен по умолчанию. Проще говоря, нет автофокуса - нет уверенности в том, что вы делаете.

Вам не кажется странным, что после покупки причудливой DSLR, автофокус кажется вам менее гибким, чем на телефоне? У смартфонов все просто, нажимаешь кнопку пальцем, получаешь миленькую картинку, и все, что попало в кадр, видно предельно ясно. Какой хороший трюк.

Это экран видоискателя камеры D3100, которая имеет 11-точечную систему автофокусировки. Более продвинуты камеры в настоящее время работают аж до 61-ой точки автофокуса.

Глядя на DSLR, думаешь, ну что за нервотрепка, ограничиваться числом точек в видоискателе! Не вдаваясь в лишние подробности, скажем так, зеркалки используют другой метод автофокусировки, нежели цифромыльницы и смартфоны, для которых не особенно нужно обрабатывать то, что видит объектив.

Это может показаться на первый взгляд недостатком, но такой режим автофокусировки - быстрее и точнее. В данной статье мы уделим особое внимание системе автофокуса на цифровых зеркальных камерах вместо смартфонов (кто хотел прочитать про айфон, забейте его в гугле).

Теперь, когда мы знаем, что мы полагаемся на неподвижные точки, пришло время узнать о двух ключевых проблемах. Как выбрать верный момент и что произойдет, если фокус не остановится на объекте, который нам нужен?

Автофокус vs. Ручная фокусировка

Во-первых, мы должны посмотреть, что за режим выбран в меню. Большинство режимов принадлежат к так называемым - "авторежимам-сценам", где настройки камеры меняются в зависимости от выбранного вами типа съемки. Естественно, эти режимы предполагают автофокусировку (есть, конечно, исключения, такие, как режим макро).

Например, у DSLR-камеры основной режим - это автофокус. Когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора, вы как бы даете сигнал к выделению определенных точек на видеоискателе. Эти точки фокусировки - отражение того, как камера видит объект. Если это не то, что вы пытались снять - значит, вам не повезло.

Для того, чтобы самостоятельно управлять автофокусировкой на DSLR, нужно использовать один из "ручных" режимов (P, A/AV, S/Tv или M). В этих режимах точку фокусировки можно выбрать вручную. Точность фокусировки варьируется от модели к модели. Но обычно зеркалки в этом похожи. "Ручной" режим поможет вам, если вы хотите получить контроль над съемкой в полной мере.

Конечно, можно поступать и иначе, но большинство фотографов придерживаются этого метода. Чтобы сфокусироваться на предметах, находящихся в центре, вы должны быть внимательны. Это самый простой способ получить изображение в фокусе, достичь его можно за три шага.

Шаг 1.

Режим фокусировки - One Shot . Установите точку фокусировки в центр видоискателя. Средняя точка автофокуса совпадет с ней, и изображение выйдет гораздо четче.

Шаг 2.

Точка должна быть непосредственно на вашем объекте, нажмите кнопку затвора наполовину для, так называемой, предварительной фокусировки. Как только это будет сделано, AF LOCK вашей камеры будет четко "видеть", что вы хотите снять, какое фокусное расстояние до объекта, и запомнит это, даже если вы переместите камеру.

Шаг 3.

С фокусным расстоянием определились, теперь у вас полная свобода в кадре. Обычно неподвижные предметы довольно скучны для фото, но когда вы будете довольны композицией, нажмите кнопку спуска до конца.

Мы используем центральную кнопку на автофокусе, чтобы сфокусироваться на объекте в первый раз, потом, после AF фиксации, можно свободно творить. Это и называется предварительной фокусировкой.

Выбирайте точку фокусировки вручную.

Это большая редкость, чтобы точка фокуса была именно там, где вы пожелаете, даже с новыми 51-точечными системами. Так что, если у нас есть возможность изменять композицию после предварительной фокусировки, какой смысл в дополнительных точках?

Первая причина в том, что могут быть случаи, когда физически невозможно изменить композицию. В то время, как метод "сфокусируйся и твори" отлично подходит для большинства ситуаций, бывают случаи, когда нужно наиболее точное фокусирование, и никакое "на глаз" не может быть уместным.

В таких ситуациях, наличие гибкой системы автофокуса с множеством точек становится очень полезным.

Основная цель таких систем, однако, вовсе не экономия времени. Цель заключается скорее в том, чтобы дать фотографу возможность снимать движущиеся объекты. Особенно важно это для съемок дикой природы и спортивных фотографов, для них умение правильное использовать автофокус решает, как и для всех, кто снимает динамичные объекты.

Допустим, вы хотите сделать фотографию бегущего ребенка. К тому времени, как вы настроите фокус, ребенок уже давно убежит (забудьте о попытках сменить композицию после предварительной фокусировки в таком случае).

Даже с очень быстрым автофокусом современных систем, нет такого способа, чтобы сделать более одного кадра за раз без изменения фокусной парадигмы. Как можно использовать высокую скорость съемки, чтобы потом выбирать один из последовательных кадров?

Большинство DSLR-камер поддерживают в дополнение к вышеупомянутой функции одноразовой автофокусировки очень мощную функцию - непрерывный автофокус (AF-C в Nikon и AL Servo в Canon).

Как это работает вообще, что сразу после того, как система была сосредоточена на первом кадре, будет отслеживаться движение объекта, и более того - будет выбран автоматический фокус почти сразу!

Это будет продолжаться до тех пор, пока кнопка затвора нажата до половины и удерживается. Во время использования камера будет регулировать объектив для поддержания внимания к объекту, предсказывая, как объект будет использовать свою скорость.

Таким образом, можно сделать серию фотографий в быстрой последовательности, не беспокоясь о фокусе, и максимизировать вероятность сделать лучший кадр.

Совет, который для меня был самым важным, когда я учился снимать на автофокусе. Поскольку автофокус делается с помощью датчиков, которые определяют его, это работает хорошо только тогда, когда точка фокусировки находится с каким-то контрастом!

Например, когда я ставлю точку автофокусировки к краю объекта, акцент делается мгновенно и очень точно. Но если я пытаюсь направить его к середине объекта, где тон и цвет постоянны, датчик не может определить насколько резко видит это.

Подумайте об этом, датчик имеет в распоряжении только информацию, с помощью которой определяет фокус. Это как если бы вы, глядя через соломинку, пытались определись, идеальное у вас зрение или нет. Это возможно лишь тогда, когда вы видите края объектов, а не когда вокруг лишь белая стена.

Чтобы сделать повторно использовать выбранный ранее фокус, вы можете посмотреть, что было, когда я пытался сфокусироваться на двух различных точках напрямую. Левое изображение будет точнее, так как есть резкий контраст между флешкой и фоном. Правое - не будет столь точным, потому как контраст не такой сильный. (Вообще, камера не позволит вам сделать снимок, пока датчики не будут уверены в том, что фокус найден).

Большинство цифровых зеркальных камер имеют подсветку для AF, его можно включать в некоторых моделях. Это помогает сфокусироваться в темноте. Если все черное вокруг, камера сталкивается с той же проблемой, что и в совете №1, датчик понятия не имеет, что в фокусе, а что нет. Помните, однако, что нельзя включать этот режим в тех местах, где запрещена съемка со вспышкой.

Как может показаться, это решение большинства проблем, отдал деньги - получил простой способ улучшить автофокус. Быстрый - то есть имеющий максимальную диафрагму (меньшее диафрагменное число, например, f/1/.8), то есть объектив имеет большее отверстие.

Когда камера пытается автофокусироваться, она всегда максимально открывает диафрагму, чтобы впустить как можно больше света, в соответствии с настройками, конечно. Чем больше у объектива потенциал максимального раскрытия диафрагмы, тем легче будет осуществляться процесс автофокусировки.

В самом деле, при использовании зеркалок низкого уровня с небольшими отверстиями, как например, объективы f/5.6, обычно китовые, автофокус не будет работать ни в каких точках, кроме центра, даже камеры про-класса могут справиться лишь с объективами большого потенциала максимального раскрытия диафрагмы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!